PETELIN.RUСтатьи → Adobe Audition 1.5 - интересные новинки

Adobe Audition 1.5 - интересные новинки

Роман Петелин, Юрий Петелин

Около года назад любимый многими музыкантами звуковой редактор Cool Edit Pro 2.1 сменил не только хозяина, но и имя, превратившись в Adobe Audition 1.0. Интерфейс и функции программы тогда остались прежними. Пользователи давно подметили особенности тактики развития продуктов с маркой Adobe: частая сменяемость версий в сочетании с высокой степенью преемственности графического интерфейса. Причем новые функции очередной версии обычно немногочисленны, но существенны. Материал о различных возможностях программы неоднократно публиковался на страницах "Магии ПК" (9/2001, 10/2002, 12/2002, 1/2003, 10/2003). Недавно свет увидело обновление - Adobe Audition 1.5. Давайте посмотрим, что в нем новенького.

Разработчики поступили довольно разумно, сохранив главное окно, набор панелей инструментов и главное меню программы практически в прежнем виде. Пожалуй, единственное заметное "невооруженным глазом" отличие главного окна - появление вкладок, переключающих режим отображения объектов на рабочем поле. Раньше это делалось кнопками или командами меню View.

Прожигатель дисков

Одна из трех вкладок называется CD Project View. На ней разместился "прожигатель дисков". В свое время к Cool Edit Pro подключался плагин CD Burning, предназначенный для записи компакт-дисков. С Adobe Audition 1.0 он работать наотрез отказывался. И вот теперь в программе появилось встроенное средство, позволяющее собрать из WAV-файлов и отредактировать проект, настроить устройство записи и записать диск.

Делается все это очень просто. Командой контекстного меню следует открыть окно загрузки файлов (в котором их можно также предварительно прослушать). Затем с помощью нескольких кнопок можно быстро сформировать список треков, перемещая файлы вверх-вниз, и определить атрибуты каждого трека (в том числе - задать длительность паузы между фонограммами). После этого остается только нажать кнопку Write CD, в открывшемся диалоговом окне уточнить параметры устройства записи, подождать несколько минут, пока лазер будет выполнять свою ювелирную работу - и получайте готовый диск.

Конечно, это вам не Nero Burning ROM, прежде всего, потому что в Adobe Audition не предусмотрен выбор формата записываемого диска. Никаких CD-ROM, CD Extra или DVD Video. Только CD Digital Audio. Но от звукового редактора большего пока и не требуется.

Остальные новшества упрятаны в Adobe Audition 1.5 значительно глубже. И найти их не так-то просто. Если не очень часто приходилось работать с предыдущими версиями программы, то можно долго даже не догадываться о существовании весьма полезных вещей.

С Fruity Loops и Reason по жизни

В Adobe Audition 1.5 появилась поддержка технологии ReWire. На практике это означает, что теперь Adobe Audition можно применять совместно и синхронно, например, с такими популярнейшими программами от Propellerhead, как Reason и FL Studio.

Как же установить связь приложения ReWire с Adobe Audition? Первым делом нужно переключить Adobe Audition в мультитрековый режим (Multitrack View), затем в главном меню выбрать команду Options > Device Properties, а в открывшемся одноименном окне перейти на вкладку ReWire. Там следует нажать кнопку Enable (после чего она сменит свое название на Disable).

В левой части диалогового окна Device Properties автоматически заполнится список установленных на вашем компьютере приложений ReWire (на рисунке список состоит из единственного элемента - FL Studio). Установите флажок рядом с той программой, которую вы хотите активизировать.

Опциями группы Track Assigment выберите один из следующих параметров взаимодействия треков Adobe Audition и каналов ReWire:

  • Insert summed stereo output into first available track - все каналы устройства ReWire объединены в пару стереоканалов. Суммарный стереосигнал направлен на первый незанятый трек текущей многоканальной сессии Adobe Audition.
  • Insert all outputs to individual tracks - каждый имеющийся в устройстве ReWire канал направлен на отдельный трек текущей многоканальной сессии (начиная с первого незанятого трека).
  • Insert outputs manually using track device Input dialogs - назначение каналов осуществляется вами вручную с использованием диалогового окна Input Device.

Нажмите кнопку Launch, чтобы запустить приложение ReWire и подключить его к Adobe Audition. В результате откроется, например, окно FL Studio. У вас может создаться впечатление, что окно Adobe Audition при этом закрылось. На самом деле это не так. Просто окно приложения ReWire "навязывает себя", постоянно перекрывая окно Adobe Audition. Чтобы восстановить возможность работы с обоими окнами, выключите для них полноэкранный режим и измените соответствующим образом их размеры.

В нашем примере, если включить Adobe Audition в режим воспроизведения, то мы услышим звучание проекта, загруженного в FL Studio.

В отличие от обычных аудиотреков Adobe Audition, на треках, к которым подключены устройства ReWire, не отображаются волновые формы (сигналограммы). Непосредственное редактирование содержимого таких треков возможно только в самом приложении ReWire. Ведь фактически никаких звуковых данных на ReWire-треке Adobe Audition и нет. Однако существует неочевидный способ редактирования средствами Adobe Audition звука, сгенерированного в приложении ReWire. Для этого в окне Multitrack View выделите тот трек (или фрагмент трека), который нужно отредактировать, и примените команду главного меню Edit > Mix Down to Empty Track. Великое дело - математика! Звук, который при воспроизведении вы слышали бы в реальном времени за счет того, что он генерировался бы синтезаторами приложения ReWire, будет с огромной скоростью "рассчитан", сформирован в цифровом виде. В формате, соответствующем WAV-файлу, звуковые данные окажутся на первом из свободных треков Adobe Audition. После этого с ними можно делать все, на что способен Adobe Audition, то есть все, что вам может прийти в голову, и еще чуть-чуть (см. статью Cool Edit Pro - космические технологии в музыке).

Отключить приложение ReWire совсем просто. На знакомой вам вкладке ReWire окна Device Properties нажмите сначала кнопку Disable, а затем - OK.

VST для полного счастья

Вообще-то в Adobe Audition имеется около пятидесяти своих собственных встроенных эффектов и обработок - ревербераторов, фильтров, компрессоров, шумоподавителей. Их подробное описание вы найдете в книгах "Cool Edit Pro. Секреты мастерства" и "Adobe Audition. Обработка звука для цифрового видео" (издательство БХВ-Петербург, 2002 и 2004). Кроме них программа давно поддерживает работу с DirectX-плагинами. Это еще несколько сотен эффектов на любой вкус.

В версии, о которой сейчас идет речь, разработчики пошли дальше. Теперь пользователям Adobe Audition доступно также и безумно большое число VST-плагинов. Например, можно анализировать и обрабатывать звук любым плагином из пакета Waves Platinum Native Bundle.

С трудом верится, что найдется человек, сумевший хотя бы просто опробовать заметную часть существующих VST-плагинов. Кроме того, многие из них одновременно "живут" и в виде DX-плагинов. И, тем не менее, раз такая "фишка" появилась, не сказать о ней нельзя.

Для того чтобы вы смогли использовать DX- и VST-плагины, нужно "сообщить" программе об их существовании. Проще всего дело обстоит с DX-плагинами. Они "имеют право" располагаться в любом каталоге. Достаточно произвести сканирование, после которого Adobe Audition станет известно расположение файлов DX-плагинов. Делается это следующим образом:

  • в Edit View выберите команду Effects > Enable DirectX Effects;
  • в Multitrack View нажмите кнопку FX на панели управления параметрами трека и в открывшемся диалоговом окне Track Effects Rack нажмите кнопку Enable DirectX Effects, и затем - OK.

По завершении активизации DX-плагинов, опция Enable DirectX Effects будет автоматически удалена из меню. После установки новых плагинов нужно не забыть обновить их список, имеющийся в Adobe Audition. Для этого в Edit View выберите Effects > Refresh Effects List.

Подключение VST-плагинов не на много сложнее. Особенность заключается только в том, что поиск VST-плагинов носит целенаправленный характер. Для успешного сканирования программой плагинов этого типа необходимо в явном виде задать определенные каталоги. В Edit View выберите команду Effects > Add/Remove VST Directory. В открывшемся одноименном окне перечислены каталоги, которые Adobe Audition будет просматривать с целью поиска VST-плагинов, когда вы в будущем воспользуетесь командой Effects > Refresh Effects List. Чтобы добавить новый каталог, нажмите кнопку Add, в открывшемся стандартном окне укажите необходимый путь, и нажмите OK. Чтобы исключить каталог из числа сканируемых, выберите каталог, и нажмите кнопку Remove.

Использовать плагины после их активизации столь же просто, как и собственные эффекты Adobe Audition. Достаточно выделить на треке фрагмент звукового файла, который требуется обработать, и выбрать необходимый эффект либо командой Effects > DirectX, либо - Effects > VST. Откроется окно плагина. Конечно, нужно знать, как с этим плагином обращаться. К сожалению, не все разработчики снабжают плагины документацией. Однако, во многих случаях материал, необходимый для работы примерно с полутора сотнями плагинов, вы найдете в наших книгах. С ними, в свою очередь, можно познакомиться здесь.

Отрежь мне кусочек спектра

В Adobe Audition всегда имелся прекрасный набор средств спектрального анализа и фильтрации (см. статью "Фильтруй базар").

С помощью классического анализатора спектра (доступ посредством команды Analyze > Show Frequency Analysis) в записанном полезном сигнале выявляются нежелательные периодические добавки и измеряются их частоты. Затем, воспользовавшись одним из девяти встроенных частотных фильтров, вы проводите прецизионную "хирургическую операцию" на спектре, избавляясь от этих "бяк".

А в окне Spectral View различными цветами отображается мгновенный спектр, привязанный к конкретной временной позиции. Совершенно уникальный инструмент для выявления в записанном сигнале коротких (импульсных) помех! На сигналограмме (волновой форме) такой дефект практически незаметен, а вот в спектральной области он проявит себя во всей красе. Остается только выделить короткий интервал, на который приходится аномалия, да и удалить ее.

Все это было и раньше. В новой версии программы добавилась всего лишь одна операция обработки спектра. Одна - но какая! В окне Spectral View появилась возможность выбирать, какие именно частоты будут удалены из мгновенного спектра сигнала на выделенном интервале времени. На такое редактирование звука в системе координат "время-частота" пока не способна ни одна другая программа аналогичного назначения.

Для того чтобы воспользоваться этим средством, командой View > Spectral View откройте окно отображения мгновенного спектра Spectral View. Затем с помощью команды Edit > Tools зайдите в подменю выбора инструмента для выделения области в рабочем поле окна Spectral View.

Если выбрать инструмент Time Selection Tool, то мышью можно будет выделять только одновременно все частоты, приходящиеся на некоторый временной интервал. Причем после применения операции Edit > Delete Selection (или Edit > Cut) хронометраж фонограммы изменится. Из нее вырежется ранее выделенный фрагмент со всем его содержимым. Этот инструмент выделения был единственным при работе с мгновенным спектром в прежних версиях программы. А вот выбор нового инструмента Marquee Selection Tool как раз и позволит, не изменяя длительности редактируемого сигнала, удалять на выбранном временном интервале выбранный участок спектра.

По умолчанию инструмент Marquee Selection Tool воздействует на оба стереоканала. Чтобы обработать спектр только в одном канале, воспользовавшись командой Edit > Edit Channel, зайдите в соответствующее подменю и выберите в нем либо Edit Left Channel, либо Edit Right Channel. Выбор Edit Both Channels возвращает программу в режим одновременного редактирования двух каналов.

Особенно полезной оказывается рассмотренная новинка, если вы интересуетесь реставрацией фонограмм. Этот инструмент обладает большой гибкостью и точностью, позволяя редактировать только поврежденные частотные составляющие (хотя на рисунке для большей наглядности из спектра вырезаны "здоровенные кусмари").

Ухо, горло, нос

Честно говоря, нос здесь совершенно не при чем. Редактировать запахи пока не умеет ни один звуковой редактор, даже Adobe Audition. А вот подправить запись "вокалиста", которому медведь на ухо наступил, или прямо в фонограмме сделать "операцию на горле", после которой останется только аккомпанемент, а голос певца куда-то исчезнет - это новой версии вполне по силам.

Удаление голоса певца из фонограммы позволяет вам заполучить для использования в караоке музыкальную композицию в ее первозданной аранжировке, но без оригинального вокала. И раньше такая возможность в Adobe Audition имелась. Один из пресетов (Vocal Cut) канального микшера (Effects > Amplitude > Channel Mixer) обеспечивает сложение сигнала левого канала с инвертированным сигналом правого канала. В итоге компенсируются все те составляющие исходного стереосигнала, которые были панорамированы в центр. А в центре обычно располагается как раз голос вокалиста. Конечно, его полного подавления добиться практически невозможно. Ведь современные записи стереофоничны в полном смысле этого слова. Кажущиеся источники звука в них редко являются точечными: и голос певца, и звуки инструментов распределены в пределах некоторого сектора панорамы. А составляющие сигнала, расположенные не в центре панорамы, таким простым способом подавить не удается.

Новое средство называется Center Channel Extractor. Доступ к нему осуществляется из главного меню посредством команды Effects > Filters > Center Channel Extractor. Его тоже нельзя считать панацеей. "Остатки" голоса певца все равно слышны после обработки эффектом Center Channel Extractor. Но за счет применения более сложного алгоритма, использующего быстрое преобразование Фурье с многопараметрической настройкой фильтра, здесь можно регулировать степень подавления различных спектральных составляющих "центрального сигнала". В результате голос можно ослабить существенно, а другие звуки, также обычно панорамируемые в центр (некоторые ударные, бас), почти не подвергнутся изменению. Можно и наоборот избирательно подавить или усилить звучание любого из этих инструментов. В недоступных пользователю глубинах программы таятся алгоритмы обработки, оптимизированные применительно к конкретному материалу. Вам остается только выбрать один из таких алгоритмов по его названию, например: Male Voice, Female Voice, Bass.

Итак, о "горле" мы поговорили, теперь перейдем к "уху". В новой версии программы появилось средство исправления фальши в звучании голоса вокалиста или солирующего инструмента. Корректируются результаты деятельности исполнителей, страдающих отсутствием слуха. Подобные инструменты известны. Один из них (наиболее популярный плагин Antares Auto-Tune) кратко рассмотрен в статье "Если у «звезды» нет слуха" и подробно описан в книге "Профессиональные плагины для SONAR и Cubase".

Издавна имеющиеся в Cool Edit - Adobe Audition средства коррекции высоты тона работают только в ручном режиме. И исправлять с их помощью голоса некоторых "певцов" - замучаешься. Теперь разработчики придумали новый эффект Pitch Correction, который функционирует в автоматическом режиме. Доступ к эффекту осуществляется посредством главного меню (команда Effects > Time/Pitch > Pitch Correction).

Для того чтобы автоматически исправить высоту тона, сначала необходимо распознать ее в звуке, поступающем на вход эффекта. Вычисление высоты тона периодической формы волны - задача относительно несложная. Нужно измерить время между повторениями волновой формы (период), затем найти величину, обратную периоду, это и будет частота в герцах.

В памяти программы хранятся значения частот синусоидальных колебаний (чистых тонов), соответствующих "стандартным" нотам. Процесс детектирования высоты тона в эффекте состоит, во-первых, в определении того, к частоте какой ноты оказывается ближе всего основная частота обрабатываемого звука и, во-вторых, в измерении разности значений двух частот. На основе результатов измерений производится такой пересчет обрабатываемого сигнала, что его основная частота становится равна частоте "правильной" ноты.

Среди настроек эффекта есть выбор гаммы (мажорная, минорная) и тональности. Поэтому пользоваться им есть смысл лишь в том случае, если вы в состоянии хотя бы примерно определить на слух тональность, в которой певец "старался" исполнять свою партию.

Эффект годится только для обработки сольных партий. Аккомпанемент или большой уровень шума "вводят" алгоритм в заблуждение: правильно распознать высоту тона в широкополосном сигнале не удается.

Окно эффекта состоит из двух вкладок. На одной (Automatic - соответствует автоматическому режиму коррекции, на рисунке не показана) вы должны выбрать параметры распознавания и коррекции тона. На другой (Manual) - находятся специальные дисплеи. Верхний дисплей предназначен для отображения графиков реального (красные линии) и скорректированного (зеленые линии) изменений высоты тона. Вертикальная ось системы координат соответствует высоте тона, горизонтальными линиями сетки обозначены тона гаммы. По горизонтальной оси отложено время.

На нижнем дисплее отображается сигналограмма. Ориентируясь и по ней, и по изображению на верхнем дисплее, вам нужно нарисовать график корректирующего воздействия. Он формируется путем перемещения узловых точек. А создаются они, как обычно, щелчками левой кнопкой мыши. В общем, ничего сложного нет.

Такова новая версия программы Adobe Audition. Вывод, который мы для себя сделали, разобравшись с Adobe Audition 1.5, заключается в том, что книга "Cool Edit Pro. Секреты мастерства" остается по-прежнему актуальной. Настолько высокой степени совершенства и универсальности достигла программа в своей "прежней жизни", что добавить в нее что-то из ряда вон выходящее разработчикам становится все труднее и труднее. Все появившиеся новшества, безусловно, интересны, полезны, а иногда и уникальны. Но вы видите, что новинок не очень много, и для их освоения вполне достаточно материала этой статьи.