PETELIN.RU | Статьи | Альтернативная виртуальная студия REAPER. Некоторые хитрости
PETELIN.RUСтатьи → Альтернативная виртуальная студия REAPER. Некоторые хитрости

Альтернативная виртуальная студия REAPER. Некоторые хитрости

Роман Петелин

В предыдущих статьях (см. "Звуковые виртуальные студии" № 5 и № 6, 2008) вы познакомились с альтернативной виртуальной студией REAPER, научились выполнять типовые операции с музыкальным материалом. {примечание: описание REAPER 3 имеется в книге Сочинение и аранжировка музыки на компьютере} А сегодня поговорим о некоторых "тонкостях" и "хитростях": как выбирать пресеты внешних аппаратных синтезаторов, как использовать аппаратный процессор эффектов в проекте REAPER, как обойтись без встроенного Surround-панораматора для сведения многоканального проекта.

Эту очередную статью о программе REAPER я писал в декабре прошлого (2008) года, незадолго до католического Рождества. До последнего момента я "тянул" с ее сдачей в редакцию. По всему чувствовалось, что со дня на день должна была выйти третья версия REAPER. Надеялся ее дождаться (хотя в моем распоряжении уже имелась бета-версия новой программы), чтобы "с пылу с жару" успеть подготовить максимально достоверный рассказ о новинках.

Третья версия REAPER, безусловно, содержит множество новшеств. Однако среди них нельзя выделить чего-либо по-настоящему революционного. Большинство изменений призвано сделать более удобным и красивым интерфейс. Но есть и решения, направленные на повышение надежности работы программы. В частности, усовершенствован звуковой движок. Возможно, это и правильно. Ведь в звуковой виртуальной студии самое главное - это ее высокая надежность и высокое быстродействие. Итак, "декабрьской революции" не произошло. Да и нужна ли она? Ведь если внимательнее разобраться, то оказывается, что REAPER позволяет делать очень многое из того, что другими производителями рекламировалось как революционные новшества. Например, имеется возможность использования внешних аппаратных процессоров эффектов для обработки аудиоматериала проекта. Однако давайте рассмотрим вопросы статьи по порядку.

Выбор пресетов внешних аппаратных синтезаторов

"Классические" виртуальные студии Steinberg и Cakewalk нужно готовить к использованию аппаратных синтезаторов: заранее загружать файлы с перечнем доступных MIDI-инструментов, распределять MIDI-порты между аппаратными синтезаторами, выбирать нужный банк и инструмент в свойствах MIDI-трека. Конечно, еще можно в любой позиции трека сформировать MIDI-сообщение о смене банка/инструмента. Но из-за особенностей программного интерфейса делать этого не хочется, т. к. не хочется тратить время на поиски этого сообщения в окне Event List. В результате получается, что одному треку соответствует один MIDI-инструмент. В REAPER с этим дело обстоит гораздо проще. Имеется лишь возможность размещать MIDI-сообщения о смене банка/инструмента в MIDI-клипах. При этом можно использовать готовые списки названий банков и инструментов из файлов с расширениями REABANK и INS. Первые пока редкость. Но о том, что такое файлы INS (Instrument Definitions), хорошо известно пользователям SONAR. По своей сути это текстовые файлы с определенной структурой. В них имеются перечни всех банков, инструментов и MIDI-контроллеров, поддерживаемых аппаратным синтезатором. Эти файлы можно разыскать для подавляющего большинства аппаратных синтезаторов.

В моем случае к MIDI-порту звуковой карты в данный момент подключен старенький звуковой модуль Roland JV-1010. Конечно же, у меня имеются все возможные INS-файлы для этого модуля и для карт его расширения. Но в процессе подготовки статьи я специально "прикинулся", будто бы у меня этих файлов нет.

Ну что же, как говорил герой бессмертной комедии: "Будем искать". Первым делом поищем на FTP-сервере компании Cakewalk: ftp://ftp.cakewalk.com/InstrumentDefinitions/. Однако здесь мне не удалось найти подходящий файл. Можно было поискать INS-файлы на диске с дистрибутивом программы SONAR, но поскольку не у всех читателей такой диск имеется, я поступил по-другому: зашел на http://yandex.ru и в строке поиска набрал "roland jv1010 ins". Первая же ссылка вывела меня на страницу http://www.synthzone.com/midi/roland/jv1010/ , где и находился нужный файл.

Теперь средствами REAPER создадим MIDI-клип и откроем его в редакторе отпечатков клавиш MIDI take. В нижней части расположена секция графического редактирования параметров MIDI-сообщений. По умолчанию можно редактировать параметры Velocity. Вместо Velocity выберем сообщения типа Bank/Program Select (рис. 1, а). Далее сделаем двойной щелчок на том месте, где следует разместить сообщение о смене банка/инструмента (на рис. 1, б сюда наведен указатель мыши).

а
б
в
Рис. 1. Добавление MIDI-сообщения о смене банка/инструмента

Откроется окно Bank/Program Select (рис. 2). С помощью кнопки Load File нужно загрузить нужный INS-файл (в моем случае это Roland JV-1010.ins).

В списке Bank выбираете нужный банк инструментов, а в списке Program выбираете нужный инструмент. MIDI channel - номер MIDI-канала. Остальные поля трогать не нужно, они будут заполнены автоматически на основании сведений о выбранном инструменте. Кнопкой Send Now можно сию секунду послать в синтезатор соответствующую команду смены банка/инструмента.


Рис. 2. Выбор банка/инструмента

Графически команда смены банка/инструмента "выглядит" как заостренный к верху столбик (рис. 1, в). Удерживая нажатой левую кнопку мыши, этот столбик можно перемещать. А щелкнув правой кнопкой мыши, его можно удалить.

Использование аппаратного процессора эффектов в проекте REAPER

В REAPER также, как в SONAR и Cubase, можно использовать внешние аппаратные процессоры эффектов для обработки звуковых данных или виртуальных инструментов. Взаимодействие с внешними устройствами обработки осуществляется через специальный VST-плагин Realinsert (рис. 3), который входит в поставку REAPER. В моем случае процессор эффектов T.C. Electronic M300 подключен к порту S/PDIF звуковой карты. Соответствующие данному порту каналы выбраны в списках Left (левый), Right (правый) группы Hardware Sends. В списке MIDI задается выходной MIDI-порт, используемый для управления внешним устройством обработки.

Возврат обработанного сигнала в моем случае осуществляется через входные аналоговые порты, заданные в группе Hardware Returns.


Рис. 3. Посыл/возврат сигнала с внешнего устройства обработки

Регуляторами Send vol и Return Vol можно изменять уровни посылаемого и возвращаемого стереосигналов соответственно. Любой аппаратный цифровой процессор эффектов вносит задержку в обрабатываемый сигнал. Эту задержку, измеряемую в звуковых отсчетах, следует задать в поле Delay Compensation. Тогда REAPER сможет ее полностью компенсировать. Обычно задержка указывается в руководстве пользователя устройства. Однако на практике проще нажать кнопку Auto detect и программа вычислит эту задержку самостоятельно: будет послан тестовый сигнал и измерено время, через которое последует отклик.

Использование многоканальных панораматоров сторонних производителей для сведения проекта в Surround

В REAPER имеется поддержка многоканального звука. Количество каналов (от 2 до 64) задается в свойствах каждого трека (параметр Track Channels). Однако в программе отсутствуют Surround-панораматоры. То есть нет специального микшера, который позволял бы монофонический или стереофонический источник звука (сэмпл или виртуальный инструмент) распределить по системе объемного звука. Предположительно такой панораматор вполне может быть реализован в виде плагина. Недолгие поиски в Интернете вывели меня на страницу http://acousmodules.free.fr/acousmodules_s_en.htm. Здесь можно скачать бесплатные и условно бесплатные (shareware) Surround-панораматоры для систем 5.1, 7.1, 6.0, 7.0. В качестве примера рассмотрим бесплатный VST-плагин SpatPod 5.1 (рис. 4).


Рис. 4. Бесплатный Surround-панораматор SpatPod 5.1

Переключателем / задается тип входного сигнала: моно или стерео. У плагина имеется шесть выходных каналов: каналы 1, 2, 3, 5, 6 - окружение, канал 4 - сабвуфер. Позиционирование источников звука на Surround-панораме осуществляется с помощью цветных колечек. В режиме ("замок" серого цвета) колечки перемещаются независимо друг от друга. В режиме ("замок" подсвечен красным) колечко правого стереоканала зависит от положения колечка левого канала: перемещаете колечко одного стереоканала, а при этом синхронно двигаются оба колечка. Смещение колечка правого стереоканала относительно колечка левого задается с помощью параметров X, Y и Mirror.

Уровень сигнала, посылаемого в канал сабвуфера, задается в поле LFE Level. В поле Center Level задается уровень сигнала, посылаемого в центральный канал вне зависимости от расположения колечек.

В поле Center Curve задается характер зависимости громкости звука от расстояния до источника для центрального канала. Amp Curve - аналогичный параметр для всех остальных каналов окружения.

Параметр Area управляет дивергенцией - степенью участия каналов окружения в формировании фантомного образа звукового источника. Иначе можно сказать, что этот параметр определяет масштаб акустического пространства.

В качестве новогоднего пожелания: удачных вам экспериментов! Хотя не пора ли уже от экспериментов переходить к нормальной работе с REAPER 3?

Статья была опубликована в журнале "Звуковые виртуальные студии" № 1, 2009.

Продолжение