PETELIN.RU | Статьи | Обучение музыкальным компьютерным технологиям. Часть 2. Глядя из Интернета
PETELIN.RUСтатьи → Обучение музыкальным компьютерным технологиям. Часть 2. Глядя из Интернета

Обучение музыкальным компьютерным технологиям.
Часть 2. Глядя из Интернета

Юрий Петелин

Первая статья этого цикла опубликована ровно год назад. Думалось, что она послужит толчком к широкому освещению темы обучения музыкально-компьютерным технологиям, и в разговор активно включатся специалисты ВУЗов, училищ, школ, имеющие отношение к преподаванию музыкальной информатики. Однако в полной мере такие надежды не оправдались. В шести первых выпусках журнала появились лишь три статьи, которые написали: Ю. Рагс (Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского), С. Чельдиев (Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки) и К. Шварц (Санкт-Петербургский музыкальный лицей Комитета по культуре).

Вместе с тем, в письмах читателей и на форумах тематических сайтов постоянно возникает вопрос о том, где можно приобрести знания в области аудиомузыкальных технологий. Редакция журнала отслеживает эту проблему и располагает сведениями, полученными на основе анализа и обобщения материалов, "добытых" в Интернете. Мы не спешили их публиковать, потому что очень хочется, чтобы рассказ о соответствующем учебном заведении был "из первых уст".

В сфере обучения музыкально-компьютерным технологиям сейчас выделяются два явных лидера: Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов и Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Еще на этапе организации журнала редакция обратилась к ряду сотрудников этих ВУЗов с предложением написать статьи, в которых рассказывалось бы об особенностях подготовки современных музыкальных педагогов и звукорежиссеров. Предложение было встречено позитивно, но прошел год, а статьи так и не написаны. Поэтому выбора не остается. Давайте попробуем взглянуть на эти два ВУЗа из Интернета.

Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов

Сначала немного истории. В октябре 1926 года, решением Президиума Ленинградского губернского совета профсоюзов была открыта Ленинградская школа профсоюзного движения. Осенью 1991 года на базе Школы был создан Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов (СПбГУП, http://www.gup.ru). Ректор СПбГУП - профессор А. С. Запесоцкий.

В составе СПбГУП пять факультетов. Обучение по специальностям, связанным с аудиомузыкальными технологиями, организовано на Факультете Искусств. Факультет открыт в 1992 году. В настоящее время деканом факультета является Народный артист России, профессор Р. Б. Громадский. В составе факультета пять кафедр, из которых к теме статьи непосредственное отношение имеют две.

  1. Кафедра звукорежиссуры (заведующий кафедрой - профессор С. А. Осколков);
  2. Кафедра режиссуры мультимедиа (заведующий кафедрой - профессор В. Д. Сошников).

На кафедре звукорежиссуры ведется обучение по одной из самых современных творческих специальностей "Музыкальная звукорежиссура" (051500) .

Примечание. Содержание примерного учебного плана для этой специальности можно найти на сайте федерального портала "Российское образование" (http://www.edu.ru/db/cgi-bin/portal/spe/list_search.plx?substr=051500)

Эта профессия находится на стыке музыки и техники. Поэтому она требует от специалиста не только безупречного вкуса, тонкого слуха, творческого мышления, знания истории, теории музыки, особенностей самых разных музыкальных стилей и жанров, но и владения всеми существующими технологиями звукозаписи, а также компетентности в области акустики, звукотехнического оборудования студий, современных компьютерных технологий.

Эта специальность позволяет развить способности в сфере музыкальной звукорежиссуры применимо к реалиям современного шоу-бизнеса и различным мультимедиа-проектам.

Дисциплины профессионального цикла преподают высококлассные специалисты, среди которых мне хочется выделить доктора технических наук, профессора И. А. Алдошину.

Практические занятия по специальности проводятся на базе "Петербургской студии грамзаписи", первой студии Петербургского Дома Радио, студии документальных фильмов, студии "M-Records" музыкального фонда Санкт-Петербурга и студии "Контакт" при СПбГУП.

Занятия по слуховому анализу звукозаписи, сведению, монтажу, мастерингу и реставрации архивных фонограмм проходят в специально оборудованных аудиториях с цифровыми звуковыми рабочими станциями на базе современных компьютеров с широким спектром программного обеспечения и профессиональными системами звуковоспроизведения.

При кафедре существует студия новых музыкальных технологий, оснащенная профессиональным цифровым оборудованием.

  • Двадцать четыре современных профессиональных компьютерных рабочих станций.
  • Современные синтезаторы и сэмплеры фирм: KORG, Ensonic, Roland, Kurzweil.
  • Цифровой микшерский пульт фирмы Tascam, аналоговый микшерский пульт фирмы MACKIE.
  • Профессиональные акустические системы фирмы KRK.

Выпускники кафедры работают на студиях звукозаписи, в концертных залах и в престижных клубах.

Для поступления на специальность "Музыкальная звукорежиссура" необходимо наличие музыкального образования.

На кафедру звукорежиссуры можно поступить:

  • окончив очные или заочные подготовительные курсы (выпускные экзамены подготовительных курсов приравниваются к вступительным экзаменам в СПбГУП);
  • сдав вступительные экзамены;
  • став лауреатом фестиваля-конкурса творчества молодежи в медиатехнологиях.

К основным видам возможной профессиональной деятельности выпускников относятся следующие:

запись, монтаж, сведение и мастеринг музыкальных фонограмм разных стилей и жанров; реставрация архивных записей; создание оригинального звукового ряда танцевально-развлекательных программ, театрализованных шоу и авторского звукоряда фонограмм видеороликов; звуковой дизайн компьютерных игр и других мультимедийных интерактивных систем.

Кафедра режиссуры мультимедиа - молодая кафедра, которая выступила разработчиком новой специальности "Режиссура мультимедиа-программ" .

Примечание. На сайте СПбГУП код и название специальности "Режиссура мультимедиа-программ" (071102.65), по всей видимости, указаны неточно, так как на сайте федерального портала "Российское образование" информации по этой специальности найти не удалось.

Учитывая стремительное развитие информационных компьютерных технологий и мультимедиа-индустрии, понятно, почему эта специальность становится одной из самых востребованных.

Кафедра готовит специалистов новой формации - создателей разнообразной мультимедийной продукции, систем виртуальной реальности, а также специалистов кино и телевидения, использующих новейшие компьютерные технологии.

Задачи обучения по данной специальности во многом определяются характером деятельности современного режиссера, который на основе собственного художественного замысла создает мультимедиа-программы, объединяя и направляя при этом в единое целое творчество художников компьютерной графики и анимации, видеооператора, фотографа, композитора, звукорежиссера, реализуя весь спектр новых возможностей компьютерных технологий.

Процесс обучения построен на развитии творческих способностей учащихся одновременно с обучением основам режиссуры, программных и аппаратных средств мультимедиа, компьютерной графики и анимации, звукового дизайна, компьютерного монтажа видеоизображений, Web-дизайна.

В учебном процессе используется современное цифровое аудиовизуальное оборудование, которое является общепринятым производственным стандартом для профессионалов, создающих мировую информационную медиа-среду.

Кафедра является организатором Открытого городского фестиваля-конкурса творчества молодежи в медиа-технологиях "Взгляд в будущее", который предоставляет творческой молодежи возможность общения с мастерами аудиовизуальных искусств, открывает путь к профессиональному самоопределению и совершенствованию, создает перспективы получения профессионального образования в области мультимедиа.

Области возможного трудоустройства выпускников:

  • мультимедиа-лаборатории;
  • кино-, видео- и телестудии;
  • радиовещательные и телевизионные компании;
  • студии звукозаписи и рекламные агентства.

Выпускники кафедры могут продолжать научную работу в аспирантуре по специальности "Теория искусств".

Основные виды профессиональной деятельности выпускников:

  • работа с цифровым видеоизображением, компьютерной графикой и анимацией для кино- и телевидения;
  • создание презентационных программ и мультимедиа-рекламы;
  • создание интерактивных игр и развлекательных программ;
  • создание обучающих и образовательных программ (мультимедиа дисков и энциклопедий, программ тренинга в различных областях знаний);
  • WEB-дизайн;
  • нелинейный монтаж изображений;
  • создание аудиовизуального материала с использованием всех возможностей мультимедиа.

Обширен и очень интересен перечень изучаемых специальных дисциплин. Вот только некоторые из них, имеющие прямое отношение к аудиомузыкальным технологиям:

  • основы драматургии аудиовизуальных программ;
  • звуковой дизайн мультимедиа-программ;
  • музыка в аудиовизуальных искусствах;
  • цифровой звук и видео;
  • компьютерные музыкальные технологии;
  • мультимедиа и сеть Интернет;
  • разработка и создание мультимедиа-композиций;
  • аудиовизуальные искусства;
  • теория музыки.

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

В Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена (http://www.herzen.spb.ru) в 2002 году была создана Учебно-методическая лаборатория "Музыкально-компьютерные технологии" (УМЛ, http://mus-lab.ru). Одной из основных задач, поставленных перед УМЛ, стала разработка нового образовательного направления - музыкально-компьютерные технологии как обучающая и творческая среда в общем и специальном музыкальном образовании. В данном контексте музыкальный компьютер рассматривается как новый инструмент в области профессионального музыкального образования и творчества.

Сотрудниками УМЛ разработаны и проводятся занятия по ряду программ. Познакомимся с перечнем основных из них.

  • Для музыкантов с высшим и средним специальным музыкальным образованием по программе профессиональной переподготовки "Преподавание музыкальных дисциплин с использованием музыкально-компьютерных технологий в средних профессиональных образовательных учреждениях".
  • Для студентов факультета музыки по следующим дисциплинам: "Новые информационные технологии в современном образовании и творчестве", "Математика и информатика", в рамках которой разработана программа "Стандартное программное обеспечение профессиональной деятельности музыканта", "Современные информационные технологии в искусстве", "Информационные технологии в науке и образовании", "Компьютерные технологии в науке и образовании" (для магистров), "Аудиовизуальные и технические средства обучения для музыкантов", "Организация музыкального воспитания во внеклассной работе".
  • Для учителей музыки общеобразовательных школ, ДМШ, ДШИ, ДДТ по программам повышения квалификации: "Музыкальный компьютер - новый инструмент музыканта", "Преподавание музыкальных дисциплин с использованием синтезатора и компьютера в ДМШ, ДШИ", "Методика обучения музыке людей с ограниченными возможностями (зрения, слуха) с использованием музыкально-ориентированных компьютеров".
  • Для преподавателей музыки детских дошкольных учреждений - "Инновационные методы и технологии музыкального развития детей дошкольного возраста на основе музыкально-компьютерных технологий".
  • Для учащихся музыкальных школ - элективный курс "Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта)" в рамках дисциплины "Информатика".
  • Для учащихся общеобразовательных школ - программа курсового обучения "Введение в музыкальный компьютер".
  • Для всех желающих - курсовое обучение по следующим программам: "Интенсивный курс игры на клавишных инструментах (музыкальный компьютер и синтезатор)", "Компьютерная аранжировка и композиция", "Современная студия звукозаписи и работа в ней", "Оформление нотных изданий на компьютере".

В поддержку дистанционных занятий создан учебник: Горбунова И. Б., Белов Г. Г., Горельченко А. В. Музыкальный компьютер - новый инструмент музыканта. Элективный курс для старшеклассников (+ CD-ROM). - СПб.: СМИО Пресс, 2006. - 211 с.

Сотрудниками УМЛ проводится фундаментальное исследование по теме: "Разработка концептуальных основ информационных технологий в музыкальном образовании".

На базе УМЛ проводится ежегодная международная научно-практическая конференция "Современное музыкальное образование".

УМЛ является едва ли не единственным в нашей стране учебно-научным подразделением, в котором систематически и результативно проводятся диссертационные исследования в области музыкально-компьютерных технологий. Вот только некоторые из диссертаций, имеющие непосредственное отношение к теме статьи:

  • "Математическое моделирование элементов музыкального творчества";
  • "Методические аспекты использования Internet-технологий в современном музыкальном образовании";
  • "Особенности работы с музыкальными редакторами обработки звука в курсе информатики для музыкантов";
  • "Методика обучения технологии создания музыкальных композиций средствами современного профессионального программного обеспечения";
  • "Информационные технологии использования МК в курсе информатики для студентов музыкальных факультетов";
  • "Методика работы с банками звуков в курсе информатики для музыкантов".

Представляется, что ведущая роль в организации научных исследований здесь принадлежит И. Б. Горбуновой - д. п. н., проф., главному научному сотруднику УМЛ "Музыкально-компьютерные технологии" РГПУ им. А.И. Герцена.

Итак, я познакомил вас с материалами, характеризующими состояние обучения в области музыкально-компьютерных технологий в двух ВУЗах: в Санкт-Петербургском Гуманитарном университете профсоюзов и Российском государственном педагогическом университете им. А. И. Герцена. Так все выглядит, если смотреть на процесс из Интернета. Конечно, реальность может отличаться от идеализированной картины. Мне довелось бывать в обоих университетах. Ясно, что в жизни не все так гладко, как представлено на сайтах. Но об этом могут рассказать (если захотят) лишь сами преподаватели и студенты.

Статья была опубликована в журнале "Звуковые виртуальные студии" № 1, 2009.