PETELIN.RU | Статьи | Коллекция наследия KORG. Часть 2. KORG M1
PETELIN.RUСтатьи → Коллекция наследия KORG. Часть 2. KORG M1

Коллекция наследия KORG.
Часть 2. KORG M1

Роман Петелин

Первая часть статьи была посвящена краткой истории фирмы Korg и ее виртуальному "аналоговому" наследию. Пришло время близко познакомиться с виртуальными цифровыми синтезаторами из пакета Korg Legacy Collection Digital Edition. В следующем номере журнала я расскажу о Korg Wavestation. А сейчас встречайте: легендарный M1!

Цифровой синтезатор M1 (1989 год) фактически стал первой музыкальной рабочей станцией. M1 имеет 8-частную мультитембральность (часть - блок синтезатора, предназначенный для синтеза голосов только одного тембра), встроенный процессор эффектов, 16 одноосцилляторных или 8 двухосцилляторных голосов полифонии, обладает отличным набором звуков: акустические инструменты, синтезаторные звуки, барабаны и перкуссия. M1 стал самым популярным, наиболее распространенным среди музыкантов клавишным инструментом.

Производители называют примененный в M1 метод синтеза "AI synthesis system" (AI - сокращение от Advanced Integrated). В действительности же M1 является классическим ромплером, а "Advanced Integrated" означает примерно следующее: весь процесс синтеза интегрирован в "цифровой домен", т. е. воспроизведение сэмплов и их обработка осуществляется в цифровом виде.

Сейчас по такому принципу работает подавляющее большинство электронных музыкальных инструментов. Однако в 1989 году далеко не у каждого компьютера было столько памяти, сколько ее тогда было у M1. Другие производители синтезаторов шли на разные хитрости ради снижения необходимого объема памяти. Например, в конкуренте M1 - рабочей станции Roland D 20 - применен метод синтеза, который производители назвали "Linear Arithmetic (LA) synthesis": лишь в фазе атаки (когда сигнал быстро изменяется сложным образом) используются короткие сэмплы из ПЗУ, основной же тон получался за счет применения генераторов волн пилообразной, прямоугольной и других форм. Звук получается специфическим. Правда, тогда такое звучание нравилось (и сейчас нравится) многим музыкантам.

В M1 честно, без подобных ухищрений используются оцифрованные реальные и синтезированные звуки, хранимые в ПЗУ объемом 4 Мб. Нарастить набор звуков до 8 Мб можно с помощью дополнительных плат расширения памяти. Сигналы осцилляторов M1 модулируются по высоте тона генераторами огибающих (далее EG) и генераторами сигналов низкой частоты (далее MG), обрабатываются фильтрами (частота среза модулируется EG и MG), амплитуда модулируются EG и MG. Имеется встроенный процессор эффектов.

Генератор EG для модуляции высоты тона, называемый PITCH EG, формирует сигнал, состоящий из четырех фаз: атака (ATTACK), спад (DECAY), поддержка (SUSTAIN) и освобождение (RELEASE). Допускается регулировка начального уровня генерируемого EG сигнала (START). Другие генераторы (VDF EG - модуляция частоты среза фильтра, VDA EG - модуляция амплитуды) не имеют регулировки START, но имеют еще одну дополнительную фазу - затухание (SLOPE), которая следует сразу после фазы спада. У генераторов EG имеется возможность регулировки уровня сигнала в точках начала фаз спада, затухания (кроме PITCH EG), поддержки (кроме PITCH EG) и освобождения. Получается, что названия "атака", "спад", "затухание" используются лишь по традиции. Ведь можно построить такую огибающую, которая в фазе атаки будет понижаться, в фазе спада - повышаться, в фазе затухания, например, повышаться еще больше и т. д.

По нынешним временам объем памяти M1 даже в 8 Мб является мизерным. Однако следует иметь в виду, что в ПЗУ M1 хранятся лишь отдельные периоды звуковых волн, на основе которых путем различных модуляций формируются более сложные звуки. Кроме того, над формированием этих звуковых банков очень хорошо потрудились специалисты KORG. И в сведенной музыкальной композиции звучат они порой лучше, чем современные гигабайтные сэмплерные библиотеки.

Аппаратный M1 обладает 8-дорожечным секвенсором с памятью на 10 проектов и максимальной общей численностью нот 7700.

Синтезатор M1 использовали в своем творчестве такие известные музыканты и группы, как 808 State, Banco De Gaia, Ken Ishii, Depeche Mode, Fluke, The Cure, The Orb, The KLF, Plastikman, Bomb The Bass, Gary Numan, Robert Miles, Mike Oldfield, Kitaro, Rick Wakeman, Rod Argent, Joe Zawinul, Patrick Moraz, Pet Shop Boys, the Cranberries, Sin и Jellyfish.

Сравнение возможностей аппаратного и виртуального M1

Разумеется, виртуальный M1 отличается от своего аппаратного прототипа. В виртуальном M1 за ненадобностью отсутствует секвенсор. Полифония практически не ограничена, она задается в настройках плагина от 8 до 256 голосов. Также в настройках задается количество выходов - до 8 стереопар (обозначаются как 1+2, 3+4, …, 15+16). Т. е. каждый из 8 тембров M1 может выводиться на отдельный аудиотрек приложения-хоста и обрабатываться разными наборами эффектов. Для сравнения: в аппаратном M1 всего 4 монофонических выхода (первые 2 выхода образуют стереопару).

В аппаратном M1 имеется встроенный процессор эффектов: как и во многих других синтезаторах и звуковых модулях в режиме посыла могут применяться 2 эффекта. У виртуального M1 в режиме посыла тоже могут использоваться только два эффекта. Эти эффекты называются MASTER FX. Но, кроме того, сигналы каждой из 8 частей синтезатора могут быть обработаны парой эффектов INSERT FX, применяемых в режиме вставки. Причем, INSERT FX настраиваются независимо для каждой части синтезатора (можно выбирать разные типы эффектов, задавать для них разные параметры). Это означает, что в виртуальном M1 общее количество эффектов, которые настраиваются независимо друг от друга, составляет 2 (MASTER FX) + 2 × 8 (INSERT FX) = 18!

В виртуальном M1 "установлены" одновременно все когда-либо выпускавшиеся карты расширения ПЗУ, доступно огромное количество пресетов. Но и это еще не все! Кроме всех когда-либо выпускавшихся карт расширения, имеется новая карта под названием KLC (от Korg Legacy Collection). Отдельно хочу отметить пресет M1HousePiano. Это классическое "корговское" пианино имеет мало общего со звучанием настоящего инструмента. Однако де-факто этот звук стал неким стандартом в современной музыке, его можно услышать в сотнях, если не тысячах танцевальных композиций.

У виртуального M1 множество преимуществ. Но главным преимуществом является интерфейс: панель виртуального M1 и монохромный алфавитно-цифровой дисплей аппаратного M1 (2 строки по 40 символов) - это небо и земля. У аппаратного KORG M1, пожалуй, одно преимущество - он красивый, солидно смотрится на сцене.

Предупрежу сразу, набор звуков синтезатора не соответствует ни одному из существующих стандартов (GM, GM2, GS, XG). Поэтому слушать скачанные из Интернета MIDI-файлы на KORG M1 без их переработки не получится. Да и вовсе не в этом заключается предназначение инструмента, а в том, чтобы использовать фирменное звучание KORG в творчестве, при создании новой музыки.

Виртуальный M1 (рис. 1) может находиться в одном из четырех режимов: COMBI, MULTI, PROG и GLOBAL. В режимах COMBI, MULTI и PROG редактирование параметров синтеза осуществляется независимо. Например, в режиме COMBI можно настроить одно звучание синтезатора, переключиться в режим MULTI или PROG и там настроить другое звучание. Затем можно переключаться между этими режимами и в каждом из них синтезатор будет звучать в соответствии с разными настройками.

В режиме MULTI синтезатор ведет себя как "обычный" мультитембральный инструмент: воспринимает MIDI-сообщения восьми MIDI-каналов и играет соответствующими тембрами. Сигналы восьми частей синтезатора могут обрабатываться эффектами MASTER FX в режиме посыла.

В режиме COMBI синтезатор воспринимает MIDI-сообщения только по первому MIDI-каналу и играет всеми загруженными звуками одновременно. Благодаря этому звучание в режиме COMBI очень богатое. Сигналы всех частей в режиме COMBI проходят одинаковую обработку эффектами MASTER FX.

Режим PROG предназначен для редактирования и сохранения пользовательских пресетов. Однако редактировать параметры синтеза и сохранять их в виде пресетов можно и в других режимах. Поэтому отдельно описывать режим PROG я не буду. Вероятно, он введен лишь потому, что такой режим есть в аппаратном M1.

Режим GLOBAL предназначен для редактирования общих параметров M1.

По большому счету между режимами COMBI и MULTI тоже нет особой разницы, кроме разных вариантов коммутации с процессором эффектов MASTER FX. Просто в режиме COMBI по умолчанию все части синтезатора настроены на MIDI-канал № 1. Но при желании на вкладке MIDI можно "развести" части по разным MIDI-каналам.


Рис. 1. Панель M1

Панель M1 разделена на 2 секции. В режимах COMBI и MULTI содержимое левой секции всегда остается неизменным. Вид правой секции может изменяться. В нижней области панели имеется виртуальная MIDI-клавиатура.

Параметры синтеза и эффектов

Рассмотрим работу синтезатора в режимах MULTI и COMBI. Редактирование параметров синтеза и эффектов в этих режимах практически не отличается.

В левой секции (рис. 1) друг над другом расположены 8 модулей, пронумерованных от 1 до 8, соответствующих разным частям синтезатора. У каждого модуля части имеется набор атрибутов: SOLO - вкл./выкл. режима соло; MUTE - вкл./выкл. мьютирования части; IPX - вкл./выкл. эффектов, подключенных в режиме вставки; LEVEL - громкость; PAN - панорама; OUT - выход плагина, соответствующий части. В каждом модуле также отображается название загруженного персета. Загрузить пресет можно несколькими способами. Щелчком на кнопке, расположенной справа от атрибута IPX, открывается меню.

Командой Load этого меню открывается браузер пресетов (рис. 2). Этот же браузер можно открыть иначе:

  • щелкнуть на номере нужного модуля части, куда требуется загрузить пресет - соответствующая часть получит статус текущей;
  • щелкнуть на кнопке BROWSER, расположенной в верхней области панели M1, или сделать двойной щелчок в поле INSTRUMENT, расположенной в левой верхней области панели.

В браузере пресетов имеется две вкладки: SEARCH (рис. 2) - поиск пресетов по всем картам расширения и CARD (рис. 3) - выбор пресета в пределах заданной карты расширения. В режиме SEARCH можно отфильтровать пресеты по типу инструмента (INSTRUMENT) и по характеру его звучания (CHARACTER). Если нужны наборы ударных звуков, выберите тип инструмента DRUMS/HIT. Значительную площадь браузера занимает список пресетов, которые соответствуют условиям фильтрации. Кнопками ALL CLEAR можно очистить фильтры, и тогда будет отображаться полный (очень большой) список пресетов. Перебирая пресеты, можно тут же слушать их звучание.


Рис. 2. Браузер пресетов (режим SEARCH)

В режиме CARD (рис. 3) сначала нужно выбрать нужную карту расширения, а уже потом перебирать пресеты. В правой верхней области браузера отображается название карты и соответствующая ей пиктограмма. Карты USER1 - USER4 предназначены для хранения пользовательских пресетов.


Рис. 2. Браузер пресетов (режим CARD)

Чтобы завершить работу с браузером и загрузить выбранный пресет в текущую часть, нажмите OK или сделайте двойной щелчок на названии текущего пресета.

В памяти M1 хранится несколько музыкальных демо-фраз, которые могут воспроизводиться в цикле. Этой функцией удобно пользоваться при выборе пресетов. Под надписью KORG M1 на панели плагина имеется кнопка PREVIEW, которая запускает воспроизведение демо. Чуть правее расположен раскрывающийся список, в котором можно выбрать 1 из 6 вариантов демо.

При использовании наборов ударных инструментов состав атрибутов соответствующего модуля части будет иным: вместо регуляторов панорамы и поля OUT будут доступны два поля OUT AB и OUT CD. Дело в том, что звуки ударных инструментов могут проходить обработку эффектами INSERT FX по одной из двух стереофонических шин: AB или CD. Какая именно шина будет использована - задается на вкладке OSC. В полях модуля части OUT AB и OUT CD устанавливается соответствие между шинами и выходами плагина.

Вид правой секции зависит от выбранной вкладки:

  • PERFORMANCE - редактирование основных параметров синтеза всех восьми частей M1;
  • MIDI - назначение частям MIDI-каналов, диапазонов на MIDI-клавиатуре и др.;
  • MASTER FX - параметры эффектов, применяемых в режиме посыла;
  • EASY - поверхностное редактирование параметров синтеза текущей части (выбор мультисэмплов, редактирование огибающих и др.);
  • OSC - углубленное редактирование параметров осцилляторов, генераторов EG и MG, модулирующих высоту тона осцилляторов;
  • VDF - углубленное редактирование параметров фильтров, генераторов EG и MG, предназначенных для модуляции частоты среза фильтров;
  • VDA - углубленное редактирование параметров генераторов EG и MG, предназначенных для модуляции амплитуды;
  • CONTROL - настройка степени влияния MIDI-контроллеров на основные параметры синтеза;
  • INSERT FX - параметры эффектов, применяемых в режиме вставки для выбранной части.

Рассмотрим параметры, доступные на вкладке EASY (рис. 4). В группе OSC MODE выбирается режим работы осцилляторов: SINGLE - мелодические звуки по одному осциллятору на голос, DOUBLE - мелодические звуки по двум осцилляторам на голос, DRUMS - режим ударных звуков. В полях MULTI SOUND 1, MULTI SOUND 2 отображаются параметры мультисэмплов, используемых 1 и 2 осцилляторами соответственно. С помощью кнопок BROWSER открывается браузер, предназначенный для выбора и загрузки мультисэмплов. Если при открытом браузере играть на MIDI-клавиатуре или включить режим демонстрации PREVIEW, синтезатор будет "всухую" воспроизводить текущий мультисэмпл без каких-либо модуляций и эффектов. Регуляторами LEVEL задается уровень сигнала для каждого из осцилляторов. В режиме DRUMS используется только по одному осциллятору на голос. Доступны специальные мультисэмплы, содержащие различные наборы ударных звуков.

Для обработки сигналов двух осцилляторов используются независимые фильтры VDF1 и VDF2, генераторы огибающих (EG) для модуляции частоты среза фильтров VDF EG1 и VDF EG2, генераторы EG для модуляции амплитуды VDA EG1 и VDA EG2. Кнопкой LINK EDIT включается/выключается режим, при котором аналогичные параметры фильтров и огибающих, используемых для обработки сигналов осцилляторов, будут связаны. Кнопкой SELECT 1 или SELECT 2 соответственно выделяются элементы графиков огибающих и АЧХ фильтра, которые относятся к 1 или 2 осциллятору.

В группе VDF расположены АЧХ резонансных фильтров. Режим резонанса (RESONANCE) включается/выключается независимо для каждого осциллятора. Чтобы изменить частоту среза и добротность фильтра, следует захватить узел АЧХ фильтра (на рис. 4 к нему подведен указатель мыши) и перемещать его в нужном направлении. Регуляторами EG INT 1 и EG INT 2 задается глубина модуляции частоты среза 1 и 2 фильтров огибающими VDF EG. Графики этих огибающих доступны для редактирования в группе VDF EG.

Графики амплитудных огибающих расположены в группе VDA EG.

В группе INSERT FX, в списках 1 и 2 можно выбрать эффекты, подключаемые к части в режиме вставки. Регуляторами 1 DRY/WET 2 изменяется соотношение между исходным и обработанным сигналами для каждого из двух эффектов.


Рис. 4. Параметры, доступные на вкладке EASY

На рис. 5 показан возможный вид вкладки OSC (установлен режим DOUBLE - используется два осциллятора на голос). Вкладка предназначена для углубленного редактирования параметров осцилляторов, генераторов EG и MG, модулирующих высоту тона. Некоторые параметры уже знакомы по вкладке EASY. Обращу внимание только на "новые" параметры. В группе OSC BASIC можно выбрать монофонический (MONO) или полифонический режим работы текущей части синтезатора. Опция HOLD соответствует такому режиму, в котором синтезатор не реагирует на MIDI-сообщения о том, что MIDI-клавиша отпущена.

В группах OSC 1 и OSC 2 задается смещение высоты тона осциллятора сразу на октаву: 16’ соответствует нормальной высоте тона, 8’ - на 1 октаву выше нормы, 4’ - на 2 октавы выше нормы. У второго осциллятора есть несколько специфических параметров: INTERVAL - смещение высоты тона в полутонах относительно первого осциллятора, DETUNE - смещение высоты тона относительно первого осциллятора в центах, DELAY START - задержка запуска второго осциллятора после запуска первого.


Рис. 5. Параметры, доступные на вкладке OSC (установлен режим DOUBLE)

В полях PITCH EG располагаются графики огибающих модуляции высоты тона. Регуляторами EG INT задается степень влияния параметра Velocity на глубину модуляции высоты тона генератором PITCH EG. Регуляторами EG TIME задается степень влияния параметра Velocity на длительность фаз атаки, спада и затухания.

В группе PITCH MG доступны параметры генератора сигналов низкой частоты, предназначенного для модуляции высоты тона осцилляторов (с целью получения эффекта частотного вибрато, звучания сирены и т. п.). Кнопками OSC1 и OSC2 осуществляется включение/выключение (ENABLE/DISABLE) модуляции высоты тона первого и второго осцилляторов соответственно. Переключателями WAVEFORM задается форма волны низкочастотных сигналов. Кнопкой KEY SYNC включается/выключается опция запуска генератора при каждом нажатии MIDI-клавиши. DELAY - задержка перед запуском генератора. Кнопкой TEMPO SYNC включается/выключается опция синхронизации генератора с темпом проекта. В зависимости от положения этой кнопки регулятором FREQUENCY/TIMES задается или частота генератора, или коэффициент деления частоты генератора. При включенной опции TEMPO SYNC в списке BASE NOTE выбирается длительность ноты, соответствующей базовой частоте генератора (которая потом делится на значение параметра TIMES).

Вид вкладки OSC будет иным, если задать режим ударных звуков DRUMS (рис. 6). Редактирование наборов ударных звуков осуществляется по следующей методике. В группе DRUMS кнопкой BROWSER нужно открыть браузер и выбрать один из множества "заводских" наборов. Затем средствами группы DRUM KIT EDIT редактируйте отдельные звуки из этого набора. По завершению редактирования в группе DRUMS кнопкой WRITE откройте браузер в режиме записи. Средствами браузера сохраните текущий набор ударных звуков в одной из множества ячеек, предназначенных для хранения пользовательских наборов.

Чтобы отредактировать звучание отдельного ударного звука, этот звук первым делом нужно выбрать по номеру MIDI-клавиши или по названию ноты в поле INDEX KEY. Это не всегда удобно, можно поступить проще: включите режим KBD CHASE. Теперь, если нажать MIDI-клавишу, автоматически будет выбран соответствующий ей ударный звук. В поле DRUM SOUND отображается название сэмпла. Кнопкой BROWSER можно открыть браузер в режиме выбора сэмплов ударных звуков и загрузить нужный сэмпл.

В поле IFX BUS задается шина A+B или C+D, на которую будет направляться сигнал осциллятора для обработки эффектами INSERT FX.

Далее для выбранного ударного звука можно задать следующие параметры:

CUTOFF - частота среза резонансного фильтра;

  • RESONANCE - добротность резонансного фильтра;
  • PAN - панорама;
  • INST TUNE - смещение высоты тона (скорость воспроизведения сэмпла ударного звука);
  • INST LEVEL - громкость;
  • INST DECAY - скорость спада громкости (подстройка фазы DECAY генератора огибающей для модуляции амплитуды).


Рис. 6. Параметры, доступные на вкладке OSC (установлен режим DRUMS)

В поле DRUM GROUP задается номер группы, в которую входит текущий ударный звук. Если в поле установлено значение OFF, значит, звук не входит ни в какую группу. Ударные звуки, принадлежащие одной группе, прерывают звучание друг друга. Например, целесообразно включить в одну группу открытый хэт и закрытый хэт. Левый переключатель группы ON – NOTE RECEIVE – OFF включает/выключает прием сообщений о нажатии MIDI-клавиши, правый - включает/выключает прием сообщений об освобождении MIDI-клавиши.

Вкладка VDF (рис. 7) предназначена для углубленного редактирования параметров фильтров VDF 1 и VDF 2, модулирующих частоту среза генераторов VDF 1 EG, VDF 2 EG и VDF MG. Некоторые параметры уже знакомы по вкладке EASY. Параметры генератора VDF MG аналогичны параметрам генератора PITCH MG (вкладка OSC).

Элементами групп VEL SENS задается характер влияния Velocity на параметры генераторов VDF 1 EG и VDF 2 EG: EG INT - степень влияния Velocity на глубину модуляции частоты среза; EG TIME - общая степень влияния Velocity на длительность фаз генератора.

Переключателями TIME POLARITY задается, как именно значение Velocity будет влиять на длительность фаз генератора атаки (A), спада (D), затухания (S) и освобождения (R): + - прибавляться, × - умножаться, - - вычитаться.

Элементами групп KBD TRK задается то, как на параметры синтеза будет влиять номер MIDI-клавиши: CUTOFF - степень влияния номера MIDI-клавиши на частоту среза; EG TIME - степень влияния номера MIDI-клавиши на общую длительность фаз генератора.

Переключателями TIME POLARITY задается, как именно номер MIDI-клавиши будет влиять на длительность фаз генератора. В поле CENTER KEY указывается MIDI-клавиша, которая будет считаться срединой MIDI-клавиатуры: нейтральной MIDI-клавишей, при нажатии которой параметры синтеза не будут изменяться. Чем дальше от нее будут располагаться нажимаемые клавиши, тем больше будет глубина модуляции параметров синтеза.


Рис. 7. Параметры, доступные на вкладке VDF

Вкладка VDA (рис. 8) предназначена для углубленного редактирования генераторов VDA 1 EG, VDA 2 EG и VDA MG. Эти генераторы используются для модуляции амплитуды сигналов осцилляторов. Многие параметры уже знакомы по другим вкладкам.

Модуляция амплитуды генератором VDA MG позволяет получить эффект амплитудного вибрато (тремоло).

Элементами групп VEL SENS задается то, как Velocity будет влиять на параметры генераторов VDA 1 EG и VDA 2 EG: EG INT - степень влияния Velocity на глубину модуляции амплитуды; EG TIME - степень влияния Velocity на длительность фаз атаки, спада и затухания. Обычно громкость ноты зависит от того, с какой скоростью нажата MIDI-клавиша. Эта зависимость как раз и определяется параметрами EG INT.

Элементами групп KBD TRK задается то, как на параметры синтеза будет влиять номер MIDI-клавиши. AMPLITUDE - степень влияния номера MIDI-клавиши на громкость.


Рис. 8. Параметры, доступные на вкладке VDA

Параметры процессора эффектов MASTER FX доступны на одноименной вкладке (рис. 9). В режиме MULTI эффекты применяются в режиме посыла. В режиме COMBI через этот процессор эффектов по умолчанию проходят сигналы всех частей синтезатора.

В режиме MULTI, в левой области вкладки расположены два столбца регуляторов SEND 1 и SEND 2. Этими регуляторами задаются уровни сигналов соответствующих частей синтезаторов, посылаемых на обработку эффектами. В режиме COMBI регуляторов SEND 1 и SEND 2 нет.

В группе ROUTING TYPE выбирается способ подключения эффектов: SERIAL - последовательно (рис. 9), PARALLEL - параллельно (рис. 10, а и рис. 10, б). В правой верхней области вкладки отображается схема прохождения сигналов через эффекты FX1 и FX2.

В режиме MULTI в левой области белыми и красными линиямипоказаны стереофонические шины SEND 1 и SEND 2 (рис. 9 и рис. 10, а). В режиме COMBI (рис. 10, б), названия стереофонических шин соответствуют выходам плагина: 1+2, 3+4, 5~16 - все остальные выходы. Как следует из схемы, в режиме COMBI обрабатываются сигналы только тех частей, которые настроены на выходы 1+2, 3+4.

Эффекты FX1 и FX2 можно включать/выключать с помощью кнопок ON/OFF. Сигнал с шины SEND 2 можно направить на шину SEND 1. При этом сигналы стереоканалов шины SEND 2 рассматриваются как монофонические и для них можно регулировать стереопанораму (PAN). Слева от регуляторов PAN расположены безымянные кнопки для включения/выключения прохождения сигналов с шины SEND 2 на шину SEND 1. В правой области схемы прохождения сигналов имеются регуляторы уровня LEVEL и списки OUT для выбора выхода плагина.


Рис. 9. Параметры, доступные на вкладке MASTER FX (режим MULTI, последовательное подключение эффектов)

а

б
Рис. 10. Параллельное подключение эффектов MASTER FX: режим MULTI (а), режим COMBI (б)

Типы эффектов FX 1 и FX 2 выбираются в списках EFFECT TYPE (см. рис. 9). Доступно множество стереофонических эффектов, а также пар, составленных из разных монофонических эффектов, которыми по отдельности могут обрабатываться стереоканалы шины (например, Delay / Phaser - комбинация дилэя и фейзера).

В левой нижней области вкладки отображается локальная схема прохождения выбранного эффекта сигналами и параметры выбранного эффекта. Чтобы выбрать эффект, следует щелкнуть на поле FX 1 или FX 2. У каждого типа эффекта свой набор параметров. Регулятором DRY/WET (на схеме обозначен как D/W) задается баланс уровней исходного (DRY) и обработанного эффектом (WET) сигналов.

На вкладке INSERT FX (рис. 11) доступны параметры двух эффектов FX 1 и FX 2, применяемых в режиме вставки для выбранной части. Для мелодических тембров данные эффекты всегда подключаются параллельно. Сначала стереосигнал проходит обработку эффектом FX 1. Затем сигналы левого и правого каналов можно перенаправлять в правый и левый каналы соответственно. После обработки эффектом FX 2 сигнал выводится из плагина через заданный в списке OUT выход. В остальном работа с вкладкой INSERT FX похожа на работу с вкладкой MASTER FX.


Рис. 11. Параметры, доступные на вкладке INSERT FX

Для наборов ударных звуков вместо пары стереоканалов A и B используются две стереофонические шины AB и CD (рис. 12).


Рис. 12. Схема обработки эффектами INSERT FX звуков ударных инструментов

Исполнительские параметры синтезатора

Рассмотрим параметры, доступные на вкладке PERFORMANCE (рис. 13). В верхней области вкладки расположены "крупные" регуляторы, которые относятся к текущей части. В нижней области вкладки расположена таблица этих же параметров: строки соответствуют частям синтезатора, столбцы - параметром синтеза:

  • OSC BALANCE - баланс уровней сигналов первого и второго осцилляторов;
  • VDF RESONANCE - добротность резонансного фильтра;
  • VDF CUTOFF - частота среза резонансного фильтра;
  • ATTACK TAME, DECAY TIME, RELEASE TIME - длительность фазы атаки, спада и затухания огибающих частоты среза фильтра и амплитуды;
  • IFX BALANCE - баланс уровней исходного и обработанного эффектами сигналов.

В левой области вкладки имеется ряд переключателей LINK, которые включают режим связки для аналогичных параметров разных частей M1. Кнопкой ON эта взаимосвязь включается сразу для всех частей, кнопкой OFF - отключается. Кнопкой TABLE включается/выключается альтернативный режим представления параметров синтеза в виде таблицы.

На вкладке PERFORMANCE большинству параметров синтеза можно сопоставить MIDI-контроллер с заданным номером. Щелчком на каком-либо регуляторе правой кнопкой мыши открывается меню:

  • Control Change - подменю выбора MIDI-контроллера;
  • Learn - выбрать первый задействованный MIDI-контроллер.

Назначения MIDI-контроллеров можно сохранять в файлах для последующего использования. Щелчком на надписи KORG M1 в правом верхнем углу панели синтезатора открывается следующее меню:

  • Load Controller Map - загрузить таблицу назначений MIDI-контроллеров из файла;
  • Save Controller Map - сохранить таблицу назначений MIDI-контроллеров в файле;
  • Show/Hide Controller Assign - показать/скрыть номера назначенных MIDI-контроллеров.


Рис. 13. Параметры, доступные на вкладке PERFORMANCE

Рассмотрим параметры, доступные на вкладке MIDI (рис. 14). Здесь имеются 8 рядов однотипных элементов. Каждый ряд относится к определенной части синтезатора. В полях MIDI CH задается номер MIDI-канала, соответствующего части (по умолчанию от 1 до 8). В полях KEY ZONE задается область MIDI-клавиатуры, на которую будет "реагировать" синтезатор. В полях VELOCITY ZONE задается допустимый диапазон значений параметра Velocity. Ряд кнопок под общим названием MIDI FILTER - это фильтр MIDI-сообщений. Если кнопка включена, то MIDI-сообщения соответствующего типа будут отрабатываться синтезатором. Если кнопка выключена - сообщения отрабатываться не будут. Типы MIDI-сообщений: PC (Program Change) - смена инструмента (т. е. пресета), CC (Control Change) - различные контроллеры, AT (After Touch) - давление на клавиши, DMP (Damper) - педаль демпфирования (MIDI-контроллер № 64). DETUNE - смещение высоты тона в центах, TRANSPOSE - смещение высоты тона в полутонах.


Рис. 14. Параметры, доступные на вкладке MIDI

Возможный вид вкладки CONTROL показан на рис. 15. Регуляторами группы AFTER TOUCH задается степень влияния параметра After Touch на различные параметры синтеза:

  • PITCH - высота тона;
  • PITCH MG - глубина модуляции высоты тона низкочастотным генератором;
  • CUTOFF VDF - частота среза фильтров;
  • VDF MG - глубина модуляции частоты среза фильтров низкочастотным генератором;
  • VDA AMPLITUDE - громкость;
  • VDA MG - глубина амплитуды низкочастотным генератором.

Регуляторами группы CONTROLLER задается степень влияния контроллеров PITCHBEND (колесо смещения высоты тона), CC#1 (MIDI-контроллер № 1 - колесо модуляции), CC#2 (MIDI-контроллер № 2 - Breath) и CC#92 (MIDI-контроллер № 92 - Tremolo depth) следующие параметры синтеза:

  • PITCHBEND - полярность и диапазон смещения высоты тона колесом смещения высоты тона;
  • VDF SWEEP INT - степень влияния колеса смещения высоты тона на частоту среза фильтров;
  • PITCH MG INT - степень влияния колеса модуляции на глубину модуляции высоты тона генератором PITCH MG, т. е. на глубину эффекта частотного вибрато;
  • PITCH MG FREQ или PITCH MG TIMES (если на вкладке OSC включен режим TEMPO SYNC синхронизации генератора PITCH MG с темпом проекта) - степень влияния колеса модуляции на частоту генератора PITCH MG, т. е. на частоту вибрато;
  • VDF MG INT - степень влияния MIDI-контроллера № 2 (Breath) на глубину модуляции частоты среза фильтра генератором VDF MG, т. е. на глубину эффекта "вау-вау";
  • VDF MG FREQ или VDF MG TIMES (если на вкладке VDF включен режим TEMPO SYNC синхронизации генератора VDF MG с темпом проекта) - степень влияния MIDI-контроллера № 2 (Breath) на частоту генератора VDF MG, т. е. на частоту "вау-вау";
  • VDA MG INT - степень влияния MIDI-контроллера № 92 (Tremolo depth) на глубину модуляции амплитуды генератором VDA MG, т. е. на глубину эффекта тремоло;
  • VDA MG FREQ или VDA MG TIMES (если на вкладке VDA включен режим TEMPO SYNC синхронизации генератора VDA MG с темпом проекта) - степень влияния MIDI-контроллера № 92 (Tremolo depth) на частоту генератора VDA MG, т. е. на частоту тремоло.


Рис. 15. Параметры, доступные на вкладке CONTROL

Общие параметры синтезатора

В режиме GLOBAL (рис. 16) доступны общие параметры синтезатора. В списке GLOBAL MIDI CHANNEL задается номер "глобального" MIDI-канала. MIDI-канал с этим номером будет использоваться в режиме COMBI, а также для управления параметром эффекта Rotary Speaker (вращающийся динамик): значением из диапазона от 64 до 127 MIDI-контроллера № 76 (Vibrato Rate) включается режим быстрого вращения динамика, значением из диапазона от 0 до 63 - медленное вращение динамика.

Если включен (ENABLE) режим GLOBAL PITCHBEND, то параметр RANGE (полярность и диапазон смещения высоты тона колесом смещения высоты тона) будет распространяться на все части синтезатора. Если режим GLOBAL PITCHBEND выключен (DISABLE), то полярность и диапазон смещения высоты тона колесом смещения высоты тона можно настраивать индивидуально для каждой части с помощью параметра PITCHBEND на вкладке CONTROL.

В группе MIDI FILTER расположены три переключателя, соответствующие разным видам MIDI-сообщений:

  • CONTROL CHANGE FILTER - Control Change (смена положения MIDI-контроллера);
  • COMBI/PROG CHANGE FILTER - Program Change (смена пресета);
  • AFTER TOUCH FILTER - Channel Pressure (среднее давление на MIDI-клавиши).

Если переключательвключен (белого цвета), то сообщения соответствующего типа будут восприниматься синтезатором. Если переключатель выключен (темного цвета), то сообщения соответствующего типа восприниматься синтезатором не будут.

В группе TUNING собраны параметры, имеющие отношение к настройке M1 по высоте тона:

  • MASTER TUNE A4 - общая подстройка высоты тона, задается частота ноты ля 4-й MIDI-октавы в Гц.;
  • TRANSPOSE - транспонирование высоты тона в пределах от -24 до +24 полутонов.

В группе SCALE задается музыкальный строй (SCALE TYPE) и тональность (ROOT KEY). Если выбран пользовательский музыкальный строй User N (N - от 1 до 12), то для каждой ноты в октаве можно задать смещение высоты тона в центах.


Рис. 16. Параметры, доступные в режиме GLOBAL

В списке MAXIMUM VOICE NUMBER задается максимальное количество голосов, которые могут звучать одновременно.

OUTPUT GAIN - уровень усиления/ослабления выходного сигнала M1. STEREO OUTPUTS - количество стереофонических выходов (изменение этого параметра вступит в силу после перезагрузки плагина).

СС TO AUTOMATION - включение/выключение возможности записи данных автоматизации M1 приложением-хостом.

KEY FOCUS - включение/выключение возможности изменения параметров синтеза с компьютерной клавиатуры (щелкнув на нужном поле или регуляторе, изменяете его значение клавишами <↑> и <↓>).

TOOL TIP - включение/выключение всплывающей подсказки с текущими значениями редактируемого параметра (появляется при редактировании АЧХ фильтров и графиков огибающих).

С помощью кнопки SAVE текущие настройки можно сохранить в качестве принятых по умолчанию.

Сохранение пользовательских пресетов

Пресеты бывают нескольких типов:

  • пресеты, соответствующие наборам ударных инструментов (об их загрузке и сохранении рассказано выше);
  • пресеты, называемые Program, соответствующие настройкам отдельных частей синтезаторов;
  • пресеты, называемые Combination, соответствующие настройкам всех частей синтезаторов в режиме COMBI.

Сохранять пресеты можно по-разному: в "память" синтезатора или непосредственно в файл на вашем компьютере. При использовании памяти синтезатора вы все равно должны будете позаботиться о сохранении ее содержимого в файл, но уже средствами окна плагина в приложении-хосте.

Перед сохранением пресета целесообразно присвоить ему какое-нибудь уникальное название. Название пресета для текущей части синтезатора или для режима COMBI отображается в поле, расположенном под надписью INSTRUMENT (в левой верхней области панели M1). Если сделать на этом поле двойной щелчок, то текущее название пресета можно будет редактировать. После присвоения пресету названия, его можно сохранять.

В левом верхнем углу панели M1 расположены кнопки, открывающие меню операций над пресетами. Меню FILE содержит следующие подменю: Load - загрузка из файла, Save - сохранение в файле, Import - импорт данных из массивов системных эксклюзивных MIDI-сообщений Sysex. Эти подменю, в свою очередь, содержат команды операций над различными типами данных: All Data - общее состояние M1, Combination и Program - пресеты соответствующих видов (Program относится к текущей части синтезатора), Multi - все параметры синтезатора, относящиеся к режиму MULTI.

Меню WRITE содержит подменю операций записи пресетов в память синтезатора с применением встроенного в M1 браузера: Combination - пресет типа Combination, Selected Program - пресет типа Program для текущей части синтезатора, Program > Track N (N от 1 до 8) - пресет типа Program для заданной части синтезатора.

Меню UTILITY содержит команды передачи данных из различных режимов синтезатора: Copy From Combi Mode - копировать состояние синтезатора из режима COMBI, Copy From Multi Mode - копировать состояние синтезатора из режима MULTI, Copy From Prog Mode > to Timbre N (N от 1 до 8) - копировать состояние синтезатора из режима PROG в часть номер N, All Clear - "очистить" все настройки синтезатора, Pre Load Data - загрузить "заводские" настройки синтезатора.

Несмотря на большой размер, данную статью следует воспринимать как весьма краткое руководство по виртуальному Korg M1. Фирменное же руководство занимает 87 страниц, т. е. больше, чем объем всего журнала.

Статья была опубликована в журнале "Звуковые виртуальные студии" № 2, 2008.

Продолжение