PETELIN.RU | Статьи | Какой резон в Reason?
PETELIN.RUСтатьи → Какой резон в Reason?

Какой резон в Reason?

Роман Петелин, Юрий Петелин

Вы сочинилимузыкальную композицию. Она ужепонравилась вашим родственникам идрузьям. Прекрасно. На очередирешение двух проблем: как сделать,чтобы ваша музыка "пошла вмассы", но при этом ее у вас неукрали бы.

Первая проблема вэпоху всемирной сети разрешаетсяочень просто. Даже если вашу песнюне захотел "раскручивать" ниодин из телеканалов и отвергли всерадиостанции - не беда.Выкладывайте ее в Интернете. Денегэто вам, скорее всего, не даст, ноизвестность принести или прибавитьможет. Кстати, так теперь иногдапоступают не только начинающие, нои именитые музыканты. Далеко запримерами ходить не надо. Вы ведьтоже, наверное, скачали файл спесней Олега Газманова,отвергнутой нашим шоу-бизнесом, извсех возможных песенных темпризнающим исключительно любовную?

Что же делать? Как,если и не застраховаться отнарушения ваших авторских прав, тохотя бы уменьшить вероятность того,что в один не очень прекрасный деньвы услышите знакомую до слезмузыку, вот только указанное надиске имя окажется вовсе не вашим?Универсального ответа на этотвопрос нет. И абсолютно надежногорешения тоже пока не найдено.

Что еслиобратиться в одну из организаций,оказывающих содействие авторамхудожественных произведений?Рискните, но будьте осторожны.Что-то подозрительно многоразвелось в Интернете принимающихавторские работы "насохранение" и для"раскрутки" (не бесплатно,разумеется) контор, за которымистоит не очень понятно кто.

Можно попробоватьзакрепить за собой авторское правофактом опубликования вашегопроизведения. Запишите диск,издайте его тиражом в тысячуэкземпляров, предложите дляпродажи в соответствующиемагазины. Ясное дело, что этот путьпочти стопроцентно убыточный. Дискбезымянного автора затеряетсясреди тысяч собратьев по стеллажу,да так и будет на нем лежать до техпор, пока продавцу не наскучит.

Есть еще один,народный рецепт. Запишитекомпозицию на диск, отправьте егобандеролью по почте в свойсобственный адрес, получите и, нераспечатывая, оставьте лежатьбандероль в надежном месте "начерный день". После этого можетепробовать предлагатьзастрахованную таким путемкомпозицию продюсерам ипрограммным директорамрадиостанций. Если вам скажут, чтотакая музыка не подходит, т. к.,например, не вписывается в формат, апотом она окажется опубликованнойот имени другого человека, можнопопробовать обратиться в суд.Сокровенная бандероль, опечатаннаяпочтовыми штемпелями с указаниемдаты отправления, послужит"вещдоком" вашего приоритета.

В общем, все этохлопотно и не очень надежно. Нонеужели в век цифровых технологийнет программного средства, котороене только помогало бы творческомучеловеку в записи музыки, но и хотьв какой-то степени обеспечивалозащиту авторских прав? Есть такаяпрограмма! Это виртуальная студияPropellerhead Reason.

Опять виртуальнаястудия? Сколько о них уже написано ипрочитано! Да и отличается лиPropellerhead Reason, скажем, от тех же Cakewalk SONAR или Steinberg Cubase?Рискнем предположить, чтосовременные версии Cakewalk SONAR и SteinbergCubase как раз-то не содержат в себепринципиальных отличий друг отдруга. Наоборот, в процессенепрерывной конкурентной борьбыони, как это на первый взгляд нистранно, все более и болеесближаются по своим возможностям.Да и графические интерфейсы этихпрофессиональных программсодержат немало схожих черт. А вотPropellerhead Reason сейчас - в чем-тосовершенно особая ветвь развитиямузыкального "софта".

Reason 3.0 - музыкальная цифровая крепость

По электронной почте в наши адреса и в виде сообщений на форумах сайта http://petelin.ru ежедневно поступают десятки вопросов. Примерно вполовине из них описываютсяоднотипные ситуации: капризничаетта или иная программа, не работаетдолжным образом тот или инойплагин. Мы редко отвечаем на такиеписьма. Просто свободное время длятого, чтобы вникнуть в сутьконкретной проблемы, появляется нечасто, да и ответы на большинствовопросов уже содержатся в нашихкнигах. Но за годы существованияпроекта "Музыкальныйкомпьютер" информациинакопилось столько, что можноговорить о некой статистике. Ккаким выводам эта статистикаподталкивает? Чаще всего"софт" совсем не при чем.Просто есть много пользователей, наданном этапе своего развитияобладающих поверхностнымизнаниями и слаборазвитымипрактическими навыками, но при этомставящих цели, достижение которыхпо плечу лишь значительно болееподготовленным людям (не исключено,что в будущем они таковыми станут,своими книгами и статьями мыстараемся этому способствовать). Навтором месте (пораспространенности) еще однаочевидная причина "глюков":использование пиратских версийпрограмм (особенно"русифицированных").Разумеется, и лицензионныепрограммные продукты тоже содержатошибки, которые при определенномстечении обстоятельствпроявляются и приводят к сбоям. Иэто третья причина возникновениятрудноразрешимых проблем. Но вотчто интересно. Объектами жалобпользователей нередко бывают VST- иDX-инструменты либо плагины-эффектыи плагины-обработки. Частенько"чудят" многофункциональныевиртуальные студии и звуковыередакторы. А вот на Reason жалоб почтинет.

Встречаютсяпрограммы, которые из-замногократных доработок и"навешивания" все новых иновых модулей, надстроек и"пристроек" в конце-концовстали напоминать те сооружения, чтоу нас в быту принято образноназывать "шанхаями".Необозримые меню с несколькимиуровнями иерархии, десятки функций,половина из которых реализована неоптимально, отсутствие наглядностии масса неудобств в управлении. Нетакова виртуальная студия Reason. Этомонолит. Когда ищешь, с чем бы еесравнить, на ум приходит крепостнаябашня. Надежность, широкиевозможности, наглядный, интуитивнопонятный графический интерфейс,самодостаточность программы каксредства синтеза музыки - все этосерьезные аргументы в пользу Reason.Вот с такой программой мы ипредлагаем познакомиться, носначала стоит пояснить, как именноразработчики Reason позаботились осохранении ваших авторских прав.

С помощью Reason, неприбегая еще к каким-либопрограммным продуктам, музыкальнуюкомпозицию можно создать от началаи до конца (нельзя лишь записатьголос певца). Если вы пожелаетепродолжить работу надпроизведением в другой музыкальнойпрограмме - воля ваша. В программеесть средства для экспортамузыкальных данных из проекта Reason вфайлы, форматы которых понимаетлюбой звуковой или любой MIDIредактор. А если вам нужно "всеголишь" опубликовать плод вашеготруда в Интернет? На этот случай вReason предусмотрен особый тип файлапроекта. В него невозможно внестиизменения. Точнее говоря, получивтакой проект в свое распоряжение,злоумышленник может и как угодноего кромсать, и заменять винформационном окне ваше имя насвое, вот только сохранитьмодифицированный проект в файлеему не удастся. Действительно,получается не проект, а музыкальныйаналог той самой "цифровойкрепости" (кода с ключом, неподдающимся вскрытию), о которойстоль увлекательно написал в своемочередном бестселлере популярныйныне Дэн Браун. Так что аранжируйтеи сводите музыку в проекте Reason,указывайте в нем свое имя ивыкладывайте в Интернет.Композиция "пойдет по рукам", скаждым скачиванием добавляя вампопулярности. Главное, что никто несможет ни вычеркнуть вашего имени,ни записать себя в непрошенныесоавторы.


Рис.1. Reason - всё для синтеза музыки в одной упаковке

К сожалению,"цифровая крепость" - это,скорее всего, лишь плод воображенияавтора техногенных детективов. И,конечно, если постараться, то ипроект Reason не устоит. Но"взломщик" должен быть оченьквалифицированным. Не верится, чтотаковые встречаются средимузыкантов. Поэтому дляосуществления взлома проекта,защищенного средствами Reason,понадобятся усилия неворишки-одиночки, а совместныедействия целой преступной группы,состоящей из заинтересованногомузыканта и умелого хакера. Но длятого, чтобы ваша работа вызваластоль сильный нездоровый интерес,она должна и в самом деленапоминать "два бриллианта",причем не "в три карата", анесколько более весомых.

Вещь в себе

Говоря о принципахпостроения программы Reason, следуетучитывать, что она являетсявиртуальной студией,ориентированной на применениевстроенных программных обработок,эффектов, инструментов. В отличиеот большинства современныхвиртуальных студий Reason неподдерживает DX- и VST-плагины и непредоставляет пользователювозможность записи звука отвнешних источников ивоспроизведения аудиотреков. Все,что необходимо для создания музыкис помощью этой программы, имеетсявнутри нее. В результате реализациитакой идеологии обеспечена высокаянадежность функционированиявиртуальной студии и ееотносительно небольшаятребовательность к ресурсамкомпьютера.

Reason имеетуникальный графический интерфейс,представляющий собой виртуальнуюрэковую стойку, в которую можнодобавлять нужные вам виртуальныеустройства. На виртуальныхпередних панелях устройстврасположены элементы коммутации иуправления параметрами синтезазвука. А на виртуальных заднихпанелях - входные и выходныеразъемы. Необходимые соединениявыполняются виртуальными кабелями.Кроме виртуальной стойки главноеокно Reason содержит главное меню,встроенный секвенсор итранспортную панель. Каждомувиртуальному инструменту,закрепленному в стойке,соответствует отдельный трексеквенсора. В режиме записи натреке сохраняются данныеавтоматизации и та информация,которая поступает от внешнегоMIDI-контроллера (MIDI-клавиатуры). Привоспроизведении информация,хранящаяся на треке, передаетсясоответствующему виртуальномуустройству.


Рис.2. Коммутация с помощью кабелей - что может быть проще?

Повторимся: в Reasonвстроены все необходимые эффекты иобработки. Это превращаетсобственно Reason и файлы с проектамив формате этой программы в удобнуюсреду обмена музыкальнойинформацией. Когда вы пишете музыкув Reason и выкладываете ее в Интернет,либо, например, пересылаете плодысвоего творчества друзьям, томожете быть почти абсолютноуверены, что, открыв проект в Reason,любой человек: а) музыку в принципеуслышит, б) услышит музыку такой,какой вы ее замыслили. В техвиртуальных студиях, которыедопускают использование VST- илиDX-плагинов, это проблематично. Делов том, что всегда есть желаниеулучшить звучание композиции, иредкий компьютерный музыкантудержится от того, чтобы неприменить в своем проекте плагины"навороченных" синтезаторов иэффектов, не входящие в комплектпоставки виртуальной студии-хоста.А у человека, который получитвозможность познакомиться с вашимпроектом, с большой вероятностьюможет не оказаться необходимогонабора плагинов (ведь количествонаходящихся в обороте плагиновизмеряется уже даже не сотнями итысячами, а десятками тысяч). Витоге, некоторые треки (а то ибольшинство треков) при попыткевоспроизведения проекта простоокажутся "немыми".

Рэк высотой до небес

Итак, Reason - это, в сущности,рэковая стойка, которую вы можетеразворачивать, то так, то эдак, инаращивать, наращивать, наращивать,покуда здравый смысл не возмутитсяили компьютер не перестанет"тянуть". Запас виртуальныхустройств и таких же кабелейдостаточен, чтобы воплотить вмузыке самые смелые фантазии. Еслибы вы попытались реализоватьподобную конструкцию "вметалле", то даже самый толстыйкошелек не позволил бызадействовать и десятой долианалогичных по назначению ифункциям реальных приборов. Чем жемы располагаем?

Прежде всего, в Reason имеютсямикшеры Mixer 14:2(четырнадцатиканальный) и Line Mixer 6:2(шестиканальный упрощенный),транспортная панель, встроенныйсеквенсор.

Встроенный секвенсорделится на две основные секции. Влевой секции доступны атрибутытреков, в правой - содержимоетреков. Над треками выполняются всемыслимые операции редактирования:вырезка и копирование треков вбуфер обмена; вставка треков избуфера обмена, удаление идублирование выделенных треков. Увстроенного секвенсора имеютсяразные режимы отображения иредактирования музыкальнойинформации. В режиме аранжировки выможете оперировать целыми блокамиMIDI-информации: переносить их содной позиции трека в другую, атакже перемещать с одного трека надругой и т. п. В режимередактирования вы можетепросматривать и редактироватьотпечатки клавиш, данныеавтоматизации.

Инструментов для синтезазвука в Reason очень много, и каждый изних по-своему интересен.

Драм-машина Redrum формируетзвуки десяти выбранных вамиударных инструментов. В нее можнозагружать любые сэмплы в форматахWAV, AIFF, SoundFont 2, REX с любым разрешением,с любой частотой сэмплирования, вформате стерео или моно. Redrumобладает встроенным секвенсором иразвитым инструментариемредактирования патчей и паттернов.Redrum можно использовать в качестветон-генератора - управлять им по MIDIс внешнего MIDI-устройства(программы) или со встроенногосеквенсора Reason.

В специализированныйплеер барабанных лупов DR. REX LOOP PLAYERможно загружать барабанные лупы вформатах REX (файлы с расширениями RCYи REX). При воспроизведении лупа длякаждой его доли можно установитьсвой набор значений параметров(интервал транспонирования повысоте, громкость, панорама и т. д.).REX является синтезатором:барабанные лупы модулируютсяфильтрами и генераторами,благодаря чему можно сильноизменять характер звучания лупа.Модуляция осуществляется во времявоспроизведения, а сами сэмплы непретерпевают никаких изменений.

NN-19 DIGITAL SAMPLER являетсяпростым виртуальным прибором, вкотором реализованы все основныефункции сэмплера: использованиемультисэмпла в качествеосциллятора (основного звуковогогенератора), а также модуляцияосциллятора генераторами низкойчастоты, генератором огибающей,обработка фильтрами. В комплектпоставки Reason входит большоеколичество звуковых файлов ифайлов-патчей для NN-19, которыесодержат описания раскладоксэмплов по MIDI-клавиатуре ипараметры их модуляции.

NN-XT Advanced Sampler - продвинутыйсэмплер. В отличие от NN-19 он:

  • поддерживает многослойность (зоны разных сэмплов могут пересекаться на MIDI-клавиатуре);
  • позволяет задать собственные параметры синтеза для каждой из зон;
  • способен воспроизводить разные сэмплы с различными значениями параметров синтеза, зависящими от значения параметра Velocity;
  • имеет 8 стереофонических выходных каналов: разные сэмплы могут быть обработаны разными эффектами, выведены на разные линейки микшера;
  • обеспечивает более полную поддержку звуковых банков формата SoundFont 2: из этих банков можно загружать как отдельные сэмплы, так и пресеты.

Кроме того, в NN-XT можнозагружать пресеты от NN-19.

SUBTRACTOR POLYPHONIC SYNTHESIZER -полифонический (многоголосный)псевдоаналоговый синтезатор,формирующий монофоническийаудиосигнал. В инструментереализованы мультипликативный иаддитивный методы синтеза, имеютсяосцилляторы, фильтры, модуляторы,генераторы огибающих.Предусмотрено большое количествоэлементов регулировки значенийпараметров синтеза.

Malstrom Graintable Synthesizer -полифонический синтезатор, вкотором используется оригинальныйметод синтеза, называемый Graintable(гранулярная таблица) и являющийсягибридом гранулярного синтеза иWavetable-синтеза. В основе метода лежатсэмплы, которые в результатесложных преобразований уже разбитыразработчиками на отдельныегранулы.

MATRIX Analog Pattern Sequencer -паттерновый секвенсор. Сам по себеMATRIX не генерирует звук, зато онпозволяет управлять другимиустройствами. В памяти MATRIX могутхраниться несколько паттернов,которые выбираются с помощьюкнопок. На дисплее можно не тольконаблюдать содержимое текущегопаттерна, но и рисовать с помощьюкурсора мыши. Последовательностьстолбиков в нижней части дисплеясоответствует моментамзвукоизвлечения, а высота каждогостолбика по умолчаниюпропорциональна значению Velocity(этот параметр MIDI-сообщениясоответствует громкости звучанияноты).

Виртуальное устройствоReBirth Input Machine позволяет подключить кReason другой продукт Propellerhead Software -ReBirth RB-338 версии 2.0.1 или болеепоздней, объединяющий в себе дваодноголосных синтезатора и дведрам-машины с паттерновымисеквенсорами. ReBirth имитируетзвучание культового синтезатораRoland TB-303 и драм машин TR-808, TR-909. Всеэти инструменты обладаютспецифическим и узнаваемымзвучанием.

Устройства SPIDER AUDIO MERGER &SPLITTER и SPIDER CV MERGER & SPLITTER несинтезируют звук. Они являютсявспомогательными и предназначеныдля коммутации других инструментови эффектов.

Combinator - специализированноеустройство, позволяющее объединятьразличные инструменты и эффекты водно целое, коммутировать их междусобой, сохранять конфигурациюустройств и все их настройки водном патче.


Рис.3. Malstrom - можно "накрутить" любой звук

В Reason вы обнаружите все необходимые обработки:

  • MClass Equalizer и PEQ-2 Two Band Parametric EQ - параметрические эквалайзеры;
  • ECF-42 Envelope Controlled Filter - фильтр, управляемый генератором огибающей;
  • MClass Compressor - компрессор с доступом к каналу управления;
  • MClass Maximizer - максимайзер (устройство, увеличивающее кажущуюся громкость);
  • COMP-01 AUTO MAKE-UP GAIN COMPRESSOR - компрессор с автоматической регулировкой компенсирующего усиления.

А эффекты, реализованные вReason, сосчитать очень нелегко:

  • DDL-1 DIGITAL DELAY LINE - дилэй;
  • CF-101 CHORUS/FLANGER - хорус/флэнжер;
  • PH-90 PHASER - фэйзер;
  • UN-16 UNISON - унисон;
  • RV-7 DIGITAL REVERB - простой ревербератор;
  • RV7000 Advanced Reverb - продвинутый ревербератор;
  • D-11 FOLDBACK DISTORTION - простой дистошн;
  • Scream 4 SOUND DESTRUCTION UNIT - процессор эффектов, основанных на преднамеренном искажении сигнала;
  • BV512 vocoder - вокодер;
  • MClass Stereo Imager - преобразователь стереообраза.


Рис.4. Scream - в искажениях есть своя прелесть

Словом, маловероятно, чтотакого инструментария вам можетоказаться недостаточно длясоздания интересно звучащейкомпозиции. Ну а если все-такизахочется еще чего-либо совсем ужэкзотического? Тогда используйтеReason совместно с другимимузыкальными приложениями.Вообще-то необходимость в этомможет возникнуть в двух ситуациях:когда возможностей Reason уже нехватает для того, чтобы реализоватьвсе ваши замыслы, и когда, работая вдругом музыкальном приложении, выхотите использовать средствасинтеза, имеющиеся в Reason.

Reason подключается кмузыкальным приложениям в качествеклиента ReWire. Хостом может служить,например, одна из следующихпрограмм (о них уже шла речь впредыдущих статьях):

  • профессиональный мультитрековый звуковой редактор Adobe Audition;
  • профессиональные виртуальные студии Steinberg Cubase SX и Cakewalk SONAR;
  • виртуальная студия Image Line FL Studio, принадлежащая к той же ценовой категории, что и Reason, однако в отличие от Reason позволяющая осуществлять запись/сведение звуковых треков.

Технологиякомплексирования музыкальныхприложений относительно несложна,но имеет ряд особенностей. О них(наряду с исчерпывающим описаниемметодик применения и подробнымпояснением назначения элементовинтерфейса собственно Reason) мырассказали в книге "Propellerhead Reason - музыкальная студия" (издательство "БХВ-Петербург").Читайте, разбирайтесь, творите и публикуйте свои произведения!