PETELIN.RU | Статьи | Попс-конструкторы
PETELIN.RUСтатьи → Попс-конструкторы

Попс-конструкторы

Юрий Петелин

В предыдущей статье речь шла о программах-автокомпозиторах. А автокомпозитор автокомпозитору - рознь. Они пока что - специалисты узкого профиля. Допустим, решили вы сочинить что-либо "классическое". Тогда есть смысл воспользоваться Palette, реализующей проверенную веками гармонию. А, скажем, душа требует абстрактной музыки - к вашим услугам генератор фракталов MusiNum. Но, работая в подобных жанрах, вы вряд ли сумеете прославиться. Народ требует хитов, то бишь, "попсы": простой, интуитивно ожидаемой, шаблонной музыки. Думаете, не существуют программы, способные сочинять или, в крайнем случае, аранжировать нечто подобное? Да какое там! Компьютер "неисчерпаем, как атом". И такие программы при желании тоже можно найти.

Сегодня я познакомлю вас с двумя программами, "работающими в популярном жанре": автокомпозитором и автоаранжировщиком. Любопытное совпадение: обе они "родом" из Японии.

Пора учить японский

Скачать триал-версию программы Automated Composing System ACS можно по ссылке: http://www.mu-tech.co.jp/Soft/acs73e_setup.zip.

Японское происхождение автокомпозитора Automated Composing System ACS постоянно напоминает о себе: и стоимость регистрации программы указана в йенах, и Help нет-нет да и предложит установить национальный японский шрифт. А главное, имя автора разработки (Tetsuji Katsuda) не оставляет места для сомнений.

Automated Composing System ACS - генератор мелодии и гармонии, способный автоматически создавать музыкальные композиции, которые невзыскательному меломану могут показаться завершенными, хотя правильнее было бы считать их лишь заготовками, требующими дальнейшей доработки.

Для каждой композиции пользователь задает набор параметров, которые определяют "стиль". Стиль может быть сохранен в виде отдельного файла. Программа снабжена небольшой библиотекой "фабричных" стилей. Стили-заготовки можно комбинировать. Хронометраж генерируемой композиции также выбирается пользователем. После того как стиль определен, можно запускать процесс "сочинения" музыки.

Детальный алгоритм создания композиции Tetsuji Katsuda, разумеется, хранит в секрете, описывая происходящее общими словами. Первым делом ACS генерирует аккорды. Процесс этот основан на использовании псевдослучайных чисел и некоей базы знаний, которая реализует придуманный и запрограммированный разработчиком способ сочинения музыки. На следующем этапе генерируется мелодия. Здесь также формируются псевдослучайные числа, используемые полиноминальной функцией Лагранжа (без математики не обойтись!) для приблизительного описания закона изменения высоты тона. Затем получившиеся высоты тона уточняются в соответствии с заданными в стиле параметрами. Этот алгоритм также основан на личных представлениях разработчика о процессе композиции. В завершение с использованием заранее подготовленных стилевых паттернов генерируется ритм. После выполнения алгоритма последовательность MIDI-сообщений воспроизводится через выбранное пользователем MIDI-устройство. Полученная композиция автоматически сохраняется в MIDI-файле. Причем, имя файла задается также автоматически и модифицируется при формировании следующего произведения. За счет этого вы можете сохранить в MIDI-файлах до ста вариантов композиции. Затем можно прослушать каждый из них с помощью MIDI-плеера или отредактировать средствами MIDI-секвенсора.

Пожалуй, наступила пора взглянуть на главное окно программы (рис. 1).


Рис. 1. Невзрачный, но плодовитый автокомпозитор Automated Composing System

Да, панель не впечатляет. Правда, лишь до тех пор, пока вы не начали нажимать кнопки.

Хотя, на первый взгляд, и с кнопками все вроде бы ясно. Power - кнопка "выключения питания", нажав на нее, вы закроете окно ACS. Кнопка Help в комментариях не нуждается. Легко догадаться, что посредством кнопки Setting открываются диалоговые окна, в которых можно выполнить различные установки (например, выбрать папки для сохранения файлов, назначить выходной MIDI-порт, привести набор задействованных MIDI-инструментов в соответствие со стандартами GM, GS или XG). Кнопкой Timer открывается диалоговое окно, в котором пользователь задает хронометраж композиции.

Самая главная, я бы даже сказал, заветная кнопка - Compose. Нажав ее, вы приведете в действие алгоритм автоматического сочинения и аранжировки мелодии. На поле дисплея при этом отобразится название текущего режима, сведения о задействованных стилях и имя файла, в котором данный вариант композиции сохранен. Повторное нажатие этой кнопки приводит к прекращению воспроизведения MIDI-файла. Причем, вы не обязаны дожидаться, пока вся композиция будет сыграна. Можете прервать ее в любой момент. Этим вы ничему не навредите. Программа уже сохранила результат своего труда в файле. Ведь процесс генерации MIDI-сообщений начинается сразу после нажатия кнопки Compose. Тут же создается файл Mymid00.mid, и лишь затем он воспроизводится. Если файл Mymid00.mid уже существует, то его содержимое теряется, а создается новый файл с таким же именем.

Многократно нажимая кнопку Compose, вы заставите программу создать до сотни файлов от Mymid00.mid до Mymid99.mid. Треугольный рисунок на этой кнопке окрашен в красный цвет, когда программа находится в режиме генерации или воспроизведения, и в черный - если программа находится в режиме ожидания.

Кнопка Previous позволяет вернуться к предыдущей композиции, а кнопка Next - перейти к следующей.

Нажав кнопку Style, вы откроете диалоговое окно Music Style Selection, в котором можно выбрать один или несколько заготовленных стилей.


Рис. 2. Так вот где скрывается "попса"!

Вы видите, что максимальное число комбинируемых стилей в каждой подгруппе составляет 24. Но некоторые стили для пользователя триал-версии программы недоступны (соответствующие кнопки "выглядят бледно").

Чувствую, что вас уже переполняют досада и недоумение, а с губ готов сорваться вопрос: "А где же творчество"? Действительно, творчества пока что маловато. Нажал кнопку - задал длительность композиции, нажал вторую - выбрал стиль. Если лень, то вторую кнопку можно оставить в покое (стиль задан по умолчанию), жми сразу на третью. Самосочинялка сочинит, самоиграйка сыграет. Так недолго и донажиматься до обратного превращения человека в обезьяну. Самое обидное, что программе наплевать на то, какой замысел музыки живет в тебе. Композитор и автокомпозитор существуют сами по себе в разных музыкальных измерениях. А результат нажатий трех кнопок непредсказуем: что там за японский алгоритм сочинения мелодии придумал разработчик, то есть тайна, покрытая мраком.

Но не все обстоит так уж грустно. Мы чуть не забыли про последнюю кнопку. А между тем неоднократным нажатием кнопки Mode кроме режима композиции можно выбрать еще либо режим редактирования, либо режим конвертирования.

Режим конвертирования заключается в том, что в программу загружают один из созданных ею MIDI-файлов, а затем сохраняют композицию в каком-либо другом формате. В перечне форматов есть и WAV. Таким образом, можно ожидать, что программа должна бы воспроизводить MIDI-файл посредством некоего синтезатора (возможно, в "неслышимом" режиме) и сохранять результаты работы синтезатора в аудиофайл. На деле в триал-версии этот формат недоступен, поэтому трудно сказать, насколько удается программе с такой задачей справиться, и как будет звучать "отрендеренная" композиция.

В режиме редактирования в главном окне программы появляется кнопка Edit. Нажав ее, вы откроете окно выбора одного из "сочиненных" файлов. А после его загрузки откроется окно Chord Input (рис. 3), в котором (наконец-то!) есть место творчеству: редактируйте последовательность аккордов и изменяйте мелодию по своему усмотрению.


Рис. 3. Здесь и мелодию, и стиль аранжировки можно отредактировать до неузнаваемости

Не стану подробно описывать назначение кнопок, имеющихся в этом диалоговом окне. Ясно, что кнопкой Play включается режим воспроизведения. С помощью кнопки Edit можно заменить выделенный аккорд более подходящим (с вашей точки зрения).

Кнопка Melody открывает последовательность окон, предназначенных для выбора характера исполнения мелодии. А кнопкой Chord открывается также последовательность окон, позволяющих выбрать параметры исполнения аккордов аккомпанемента. В частности, можно отредактировать ритмический рисунок, изменив содержание паттерна (рис. 4).


Рис. 4. Чем не творчество - редактирование паттерна?

Кнопкой Wizard открывается серия окон мастера композиции-аранжировки. Одно из них показано в качестве примера на рис. 5.


Рис. 5. Настраиваем "струны сердца" автоматического композитора

Вы видите, что эти "регуляторы мастерства" позволяют выполнить тонкие настройки. Перемещая их, вы можете довольно точно ответить на вопрос программы о том, с каким чувством следует исполнять сочиненную ею и отредактированную вами композицию.

После завершения работы в окне Chord Input программа предложит вам сохранить композицию в файле.

Мне программа Automated Composing System не очень понравилась. Во-первых, она работает весьма и весьма неустойчиво. В процессе ее тестирования, едва ли не поминутно, я исхитрялся нажать на кнопки в такой последовательности, что программа зависала, а от Windows поступало извинение и предложение доложить об ошибке кому следует. Во-вторых, у нее не очень удобный и не очень наглядный графический интерфейс. Главное окно маленькое, не содержит традиционных элементов (наподобие меню). Зато диалоговые окна многочисленны, а доступ к ним возможен лишь в последовательном режиме. Нужно постоянно помнить о том, где ты находишься, и задумываться, как оттуда выбраться "на поверхность". И самое главное: все же от композитора-человека конечный результат работы этой программы зависит в очень несущественной степени. Получается, что программа - творец, а ты всего лишь на подхвате у нее. Что-то не хочется быть мускульной силой для манипулирования какими-то движками и кнопками. Давайте все-таки сочинять музыку лично, а к программам обращаться лишь за помощью в аранжировке.

Кстати говоря… Существует довольно много разных программ-аранжировщиков. А работают они приблизительно одинаково. Технология применения такой программы состоит в том, чтобы записать последовательность обозначений необходимых аккордов, выбрать стиль из библиотеки и включить воспроизведение. Вот, в основном, и все. А в результате программа сама обыграет в определенном стиле заданную последовательность аккордов. Если есть MIDI-клавиатура, то во время воспроизведения аккомпанемента можно, ориентируясь по нему, наиграть и записать мелодию. Получится практически завершенная основа произведения. Результаты работы сохраняют в файл. Как правило, кроме файлов специфического формата, присущего аранжировщику, поддерживается еще и универсальный MIDI-формат, понятный всем без исключения музыкальным программам. Следовательно, обработку основы композиции можно продолжить средствами других музыкальных редакторов, если вы считаете это необходимым и возможным.

В принципе, та музыка, что получается на выходе некоторых аранжировщиков, уже неплоха настолько, что ее частенько можно услышать по радио. Поэтому на первом этапе обучения премудростям применения музыкального компьютера ее вполне можно считать конечным продуктом. Хотя на самом деле и это всего лишь заготовка, требующая дальнейшей доработки: корректировки отдельных партий, внесения разнообразящих нюансов, обработки эффектами.

Сегодня я расскажу вам об одном из аранжировщиков - Yamaha Visual Arranger. Возможно, вы когда-то были знакомы с ним?

Ты жива еще, моя старушка?

Программа Yamaha Visual Arranger настолько хороша, что фирма Yamaha… давно перестала ее выпускать. Мне думается, хозяева фирмы вполне обоснованно испугались, что она составит серьезную конкуренцию "железным" синтезаторам-самоиграйкам. Visual Arranger построен по тому же принципу, что и их подсистема автоаккомпанемента, а также способен работать "на том же топливе": программе годятся стили, разработанные для аппаратных синтезаторов. Для Visual Arranger все закончилось в ту эпоху, когда текущая версия Windows имела номер 3.1. Поэтому у программы все же есть недостаток. Она не видит длинных имен файлов. О Yamaha Visual Arranger даже пираты позабыли и прекратили включать в сборники музыкальных программ на дисках по цене "рубль - кучка". Так что найти ее вам будет трудно, но если все же отыщете - не пожалеете.

Программа Yamaha Visual Arranger предельно проста в работе, хотя свою задачу выполняет безупречно, позволяя аранжировать и оркестровать мелодию практически в любом известном музыкальном стиле. А что касается стилей-файлов, то их залежи вы без труда найдете в Интернет.

Окно запуска Visual Arranger (рис. 6) - не просто заставка. Оно содержит управляющие элементы. Программа запускается щелчком на "пластинке", находящейся справа. Но для первого знакомства с Visual Arranger рекомендую щелкнуть на пластинке с надписью Demo, при этом программа стартует в режиме демонстрации.


Рис. 6. Окно запуска наглядного аранжировщика


Рис. 7. Окно песни и транспортная панель

По цепочке разноцветных квадратиков (иконок стиля) будет перемещаться локатор-рамка (рис. 7), а из наушников или колонок, подключенных к звуковой карте, зазвучит музыка. Слушать ее, конечно, интересно, но пора заняться и аранжировкой своей мелодии.

В меню File выберите команду New. Рабочее поле окна Song Window очистится. Теперь можно заполнять его стилевыми иконками, подходящими для вашей песни. Палитра иконок расположена в верхней части окна на десяти вкладках. Каждая вкладка соответствует определенному стилевому направлению: танцы, баллады, рок, поп … На вкладку Favorite можно собрать стили, с которыми приходится работать чаще всего, а с помощью вкладки Disk - подгрузить стили с диска.

Щелкните на иконке, и вы услышите, как в выбранном стиле программа обыграет аккорд До мажор. Если стиль вам подходит, начинайте перетаскивать иконки с палитры на рабочее поле окна, формируя структуру песни. Учтите, что для каждого стиля предусмотрен целый набор иконок, соответствующих частями песни. Переключатель расположен на палитре справа.

Создав структуру песни, состоящую из вступления, необходимого числа куплетов, припевов, переходов и окончания, можно послушать, как будет звучать этот "скелет". На транспортной панели нажмите кнопку включения режима воспроизведения. Программа сыграет всю последовательность частей песни, но так, что в каждой из них прозвучит лишь по одному такту с аккордом До мажор.

Теперь нужно заполнить каждую часть песни необходимой аккордовой последовательностью. Щелкните дважды на иконке стиля, размещенной на рабочем поле. Откроется окно Chord Window. В его верхней области расположены вкладки, содержащие наборы аккордов, типичных для выбранного стиля, и переключатель тональности. Для веселой и энергичной мелодии, скорее всего, подойдет тональность До мажор (C maj), для грустной и лирической - Ля минор (A min). Щелчком на обозначении аккорда прослушайте его, и, если это то, что нужно, - смело перетаскивайте мышью с палитры на рабочее поле, имеющее вид тактовой линейки. При необходимости любой аккорд можно удалить, скопировать или вставить, пользуясь командами меню Edit. Если аккордов, имеющихся в палитре, вам не хватает, то нажмите кнопку с изображением гусиного пера в левой части окна. После этого щелчком на соответствующем такте открывайте меню аккордов и выбирайте подходящий (рис. 8).


Рис. 8. "Игрушечная" программа умеет формировать аккорды тридцати типов

Допустим, вы заполнили все части песни аккордами. Послушали - звучит уже неплохо. Что можно сделать, чтобы стало еще лучше?

Кнопкой с изображением "перста указующего" (на транспортной панели) откройте окно Arrange Window. В нем имеется набор инструментов для управления темпом. Проверьте их действие на практике. Но главное здесь - кнопки Band Selector, позволяющие мгновенно перейти к новому (одному из двадцати!) составу оркестра.

Кнопкой с изображением клавиатуры (на транспортной панели) откройте окно Phrase Window. Нажимая на соответствующие клавиши, вы будете приводить в действие генератор коротких музыкальных фраз, которые украсят и разнообразят аранжировку. Причем программа сыграет эти вставки в строгом соответствии с текущей гармонией и музыкальным контекстом.

Я знаю, что, несмотря на почтенный возраст, программа Yamaha Visual Arranger остается в арсенале многих музыкантов, причем не только любителей, но и профессионалов. И даже особенно профессионалов, которые, как известно, не всегда выступают в концертных залах. Случается и в ресторанах трудиться, и на свадьбах подрабатывать. А здесь особенно важен широкий репертуар, включающий в себя сотни популярных песен и мелодий. Конечно, сейчас вряд ли часто приходится лично "снимать" партии аккомпанемента модной песни. Найти коллекции "минусовок" в форматах MP3 или MIDI в наши дни - не проблема. Но все же нет-нет да возникает необходимость создавать какую-либо композицию "с нуля" (говорят, что ныне можно хорошо зарабатывать сочинением корпоративных гимнов для многочисленных партий, общественных объединений, АО и ООО). В этой ситуации было бы просто глупо изобретать велосипед и часами по отдельным нотам расписывать партитуру песни в одном из традиционных стилей. Ведь автоаранжировщик позволит базовую часть черновой работы проделать в считанные минуты.

Существуют несравнимо более сложные программы, предназначенные для аранжировки музыки. Ярким примером "навороченности" может служить программа Band-in-a-Box. О ней я писал в статье "Band-in-a-Box 2004 - три короба аранжировок". Реально же многочисленные сложные функции (типа автоматического солиста, автоматического мелодиста и "гуманизации" исполнения) на практике почти неприменимы, потому что выдают "на гора" такой музыкальный материал, который проще удалить и заново переписать вручную, чем редактировать. На самом деле Yamaha Visual Arranger уступает своей сопернице только в одном: в наглядном аранжировщике не предусмотрены средства редактирования стилей. Но эта проблема давно решена энтузиастами и поклонниками компьютерной автоаранжировки: например, на сайте Евгения Осененко (http://www.osenenko.chat.ru/Main_rus.htm) вы можете скачать CasmEditor и Visual Sound Laboratory - редакторы стилей для Yamaha Visual Arranger.

Если же вы захотите более детально познакомиться с методикой применения автоаранжировщиков, найдите книгу "Аранжировка музыки на PC". Ее содержание приведено на нашем сайте.