PETELIN.RU | Статьи | Adobe Audition и Cool Edit Pro 2.1 - близнецы-братья
PETELIN.RUСтатьи → Adobe Audition и Cool Edit Pro 2.1 - близнецы-братья

Adobe Audition и Cool Edit Pro 2.1 - близнецы-братья

Роман Петелин, Юрий Петелин

На мировом рынке музыкального софта произошло знаменательное событие. Появилась новая программа. Что же тут удивительного? Так, возможно, подумаете вы. И будете отчасти правы. Программы для работы с музыкой и звуком появляются с такой скоростью, что отследить новинки оказывается все труднее и труднее. И все же случай, о котором мы говорим, - особый. Речь идет о программе Adobe Audition 1.0. Ранее этот великолепный звуковой редактор носил название Cool Edit Pro 2.1 и принадлежал Syntrillium Software Corporation, но совсем недавно сменил и имя, и хозяина. Права на Cool Edit Pro приобрела фирма Adobe Systems Incorporated, хорошо знакомая пользователям персонального компьютера по целому ряду программ таких, например, как Adobe Photoshop и Adobe Acrobat. Думается, что произошло это совершенно не случайно. Adobe Systems Incorporated является одним из признанных лидеров в области программных продуктов, предназначенных для работы с цифровым видео (например, Adobe Premiere Pro, Adobe After Effects). И появление среди них мощного звукового редактора означает, что возникла потребность сопровождать не только профессиональное, но и домашнее видео качественным stereo- и surround-звуком.

Adobe Audition 1.0 и Cool Edit Pro 2.1 действительно близнецы. У них абсолютно одинаковые функции и возможности, полностью совпадают графические интерфейсы. Кроме разных названий программ мы обнаружили еще только два отличия:

  1. В меню Help теперь, естественно, содержится ссылка на сайт нового владельца.
  2. К программе Adobe Audition не подключается плагин CD Burning, который в Cool Edit Pro предназначен для записи компакт-дисков.

Поступают вопросы: не планируем ли мы написать книгу о применении Adobe Audition? Не только планируем, но уже даже завершаем работу над ней. Это будет книга, построенная в соответствии с совершенно новой для нас как авторов логикой изложения.

По характеру части вопросов мы поняли, что не все наши корреспонденты знают об идентичности Adobe Audition 1.0 и Cool Edit Pro 2.1. Не все также понимают, чем отличаются Cool Edit Pro 2.0 и Cool Edit Pro 2.1, и поэтому затрудняются с выбором литературы, помогающей освоению программы. Итак, разберемся.

Исчерпывающее описание программы Cool Edit Pro 2.0 мы привели в книге Cool Edit Pro 2. Секреты мастерства. Книга имеется в продаже.

В версии Cool Edit Pro 2.1 по сравнению с Cool Edit Pro 2.0 есть единственное (хотя и достаточно важное) нововведение: в мультитрековом режиме поддерживается преобразование моно- и стереотреков в многоканальные проекты, соответствующие формату 5.1.

Поэтому мы рекомендуем вам при работе с Adobe Audition 1.0 и Cool Edit Pro 2.1 по-прежнему пользоваться книгой Cool Edit Pro 2. Секреты мастерства, а отсутствующий в ней материал о сведении surround-проектов мы приводим в данной статье. Заметим, что этот же материал в "бумажном" варианте будет опубликован в журнале "Магия ПК" в октябре (во второй части статьи "Во власти звука", публикация которой начата в сентябрьском номере журнала. Электронная версия первой части статьи

Итак, если вы хотите научиться создавать surround-проекты с помощью Adobe Audition 1.0 или Cool Edit Pro 2.1, то читайте дальше.

Позиционирование источников звука на круговой панораме в Adobe Audition 1.0 и Cool Edit Pro 2.1

Загрузим в программу Adobe Audition 1.0 (или в Cool Edit Pro 2.1) мультитрековый проект. О том, как это сделать, подробно написано в книгах Cool Edit Pro 2. Секреты мастерства, Музыкальный компьютер. Секреты мастерства. Командой главного меню View > Multichannel Encoder…, доступной в режиме Multitrack View откроем окно диалога Multichannel Encoder, показанное на рис. 1.


Рис. 1. Окно диалога Multichannel Encoder

В окне Multichannel Encoder содержатся элементы, с помощью которых можно:

  • Выбрать обрабатываемый трек;
  • Задать алгоритм преобразования формата звуковых данных, записанных на нем;
  • Измерить и отрегулировать уровни отдельных компонентов звукового поля;
  • Установить кажущийся источник звука в любую позицию на круговой панораме;
  • Задать графики перемещения кажущегося источника звука в пространстве;
  • Свести мультитрековый стереофонический проект в surround-файл.

В поле Track List: содержится список треков, имеющихся в загруженном проекте. Выделив имя того или иного трека, вы тем самым выберете его в качестве обрабатываемого (мультитрековый проект на самом деле может содержать единственный трек). Волновая форма, соответствующая выбранному треку, отобразится на дисплее Waveform Display. Здесь же отображаются огибающие панорамирования, которые позволяют задавать траекторию перемещения кажущегося источника звука в координатах "лево - право" (огибающая желтого цвета) и "фронт - тыл" (огибающая зеленого цвета).

Форма огибающей задается путем создания на графике узлов. Узел появляется, если щелкнуть на огибающей. Перемещают созданный узел способом буксировки с помощью мыши.

Вы, наверное, уже ощутили, что по положению узлов графиков трудно представить, где именно на круговой панораме находится кажущийся источник звука. В целях обеспечения наглядности позиционирования источников звука предусмотрен Surround Panner: - регулятор, совмещенный с индикаторами.

Длина каждого из столбиков, исходящих из фронтальных, тыловых и центральной "акустических систем" отображает уровень соответствующего сигнала. Синий сектор символически обозначает зону стереополя источника. Положению источника звука на круговой панораме соответствует положение на координатном поле маркера панорамирования (небольшого светлого кружка). Маркер перемещается с помощью мыши.

Желтая вертикальная пунктирная линия на дисплее Waveform Display - указатель текущей позиции проекта. Она перемещается щелчками на линии, разделяющей волновые формы левого и правого каналов. В поле Surround Panner: всегда отображается то положение источника звука, которое соответствует текущей позиции проекта. Как только вы щелкнете на маркере панорамирования, в текущей позиции на дисплее Waveform Display возникнут узлы огибающей. При перемещении маркера панорамирования по полю Surround Panner: узлы огибающей также будут перемещаться.

Для регулирования уровня сигнала в канале низкочастотных эффектов (LFE) предназначены слайдер и поле ввода Sub Channel Level, расположенные в группе Track Options:. Здесь же вы найдете аналогичные регуляторы уровня сигнала в центральном канале (Center Channel Level) и общего уровня сигнала выбранного трека (Track Level). Регулятором Center Channel Level определяется степень участия центрального канала в формировании положения кажущегося источника звука. Если передвинуть этот регулятор "до упора" влево, то центральный канал окажется вообще незадействованным. В других состояниях регулятора часть "нагрузки" будет перераспределена от левого и правого фронтальных каналов к центральному каналу.

Если сбросить флажок Pan Envelopes, то огибающие станут недоступными для наблюдения и редактирования. При установленном флажке Splines включается сплайн-аппроксимация "ломанных" графиков огибающих. Нажатием кнопки Clear All вы уничтожите все созданные узлы, и огибающие превратятся в прямые линии.

В раскрывающемся списке, расположенном в верхней части группы Track Options:, перечислены варианты преобразования звуковых данных. Здесь можно выбрать вид исходного материала и формат, к которому он будет преобразован. Допустим, выбрана строка Surround panner, stereo source. Тогда сигнал исходного трека будет преобразован в формат 5.1 с сохранением стереофонических свойств источника звука (например, если источник был распределен по стереопанораме, то это свойство сохранится за ним и после помещения на круговую панораму). Если же выбрать Surround panner, summed to mono, то независимо от исходных свойств источника он превратится в монофонический и на круговой панораме станет точечным. Перечислим остальные варианты преобразования:

  • LFE only - сигнал посылается только в канал низкочастотных эффектов;
  • FL + FR, stereo - сигнал посылается в левый и правый фронтальные каналы с сохранением стереофоничности источника;
  • Ls + Rs, stereo - сигнал посылается в левый и правый тыловые каналы с сохранением стереофоничности источника;
  • Center + LFE, stereo - сигнал посылается в центральный канал и канал низкочастотных эффектов с сохранением стереофоничности источника;
  • Center only, mono - сигнал преобразуется в монофонический и посылается в центральный канал;
  • FL only, mono - сигнал преобразуется в монофонический и посылается в левый фронтальный канал;
  • FR only, mono - сигнал преобразуется в монофонический и посылается в правый фронтальный канал;
  • Ls only, mono - сигнал преобразуется в монофонический и посылается в левый тыловой канал;
  • Rs only, mono - сигнал преобразуется в монофонический и посылается в правый тыловой канал.

При выборе того или иного варианта преобразования соответствующие изменения будут наглядно отображены на Surround Panner:. Таким образом, на первом этапе сведения композицию в круговую панораму можно панорамировать каждый из кажущихся источников звука по отдельности.

Воспроизводя только один трек (кнопка Play Track), или весь микс (кнопка Play All), вы можете в динамике оценить результаты работы на слух.

В поле Preview Device, Format отображается название устройства (звуковой карты), используемого для прослушивания результатов кругового панорамирования, и формат выводимых на это устройство звуковых данных. Справа от поля Preview Device, Format расположена кнопка, с помощью которой открывается окно Multichannel Preview Options (рис. 2).


Рис. 2. Окно Multichannel Preview Options

В данном окне вы можете сменить устройство (Multichannel Output Device) и формат выводимых звуковых данных (Preview Format). Регулятором Preview Buffer Size задается размер используемого при этом буфера. В домашнем компьютере обычно присутствуют два устройства, предназначенные для вывода звука - звуковая карта и модем с голосовой функцией. Последнее устройство совершенно не пригодно для каких-либо музыкальных целей. Разумеется, для того чтобы прослушивать микс в формате 5.1, требуется звуковая карта, поддерживающая данный формат и соответствующая акустическая система.

У вас нет возможности настраивать маршрутизацию аудиопотоков на отдельные выходные аудиопорты, соответствующие разным каналам системы 5.1. Маршрутизация осуществляется автоматически. Однако для того чтобы она прошла успешно, драйверы звуковой карты должны поддерживать спецификацию Microsoft Direct X 8.0 или новее. Т.е. вы просто выбираете в качестве устройства вывода звука вашу 5.1-звуковую карту со "свежими" драйверами и, больше ни о чем не заботясь, панорамируете треки в surround.

Слайдером Preview Volume: в окне Multichannel Encoder регулируется уровень прослушиваемого сигнала. Слайдером Master Level одновременно регулируется уровни сигналов во всех каналах системы 5.1.

Технологию работы с окном Multichannel Encoder можно представить в виде следующих этапов:

  • Редактирование автоматизации кругового панорамирования и прослушивание выбранных треков по отдельности или совместно;
  • Сохранение подготовленного микса в виде шестиканальных (5.1) аудиофайлов.

Первый этап мы уже рассмотрели. Для того чтобы перейти ко второму этапу, нажмите кнопку Export…. В результате откроется окно диалога Multichannel Export Options (рис.3).


Рис. 3. Окно Multichannel Export Options

В полях, расположенных в верхней части окна, можно задать имя сохраняемого файла и выбрать для него папку. С помощью переключателей, находящихся ниже, выбирают характер файла:

  • Export as six mono wav files - звуковые данные проекта сохраняются в виде шести монофонических треков;
  • Export as one interleaved 6-channel wav file - звуковые данные проекта сохраняются в виде одного шестиканального трека;
  • Export and encode as Windows Media Audio Pro 6-Channel file - звуковые данные проекта сохраняются в виде файла Windows Media Audio Pro.

В последнем случае параметры сохраняемого файла следует уточнить, используя опции группы Windows Media Audio Options:

  • Constant bit rate - постоянный битрейт;
  • Variable bit rate - адаптивный битрейт (переменный в зависимости от звукового материала);
  • Lossless - применять сжатие звуковой информации без потерь.

В списке Format Options: выбирается конкретный формат сохраняемого файла (тип кодека, степень сжатия, частота сэмплирования, разрешающая способность). Содержимое списка зависит от того, какая из перечисленных выше опций была выбрана.

Если установить флажок Show codec formats that most closely match the session's sample rate, то в списке Format Options: будут доступны только те форматы, частота сэмплирования которых соответствует частоте сэмплирования проекта.

Еще одна опция, о которой полезно знать - Fold down to stereo. Для корректного воспроизведения многоканальных файлов Windows Media Audio Pro должны выполняться следующие условия:

  • Наличие многоканальной звуковой карты и соответствующего драйвера;
  • Наличие плеера Windows Media Player версии 9 (его можно скачать на сайте www.microsoft.com/rus/);
  • Наличие Windows XP.

Если выполняются только первые два условия (т. е. отсутствует Windows XP), то многоканальные файлы будут воспроизводиться в формате стерео. Вы можете задать параметры микширования каналов системы 5.1 в стерео с помощью окна Fold down to stereo (рис. 4), открываемого кнопкой Fold down to stereo settings….


Рис. 4. Окно Fold down to stereo

Это окно выполняет функции текстового микшерского пульта - в числовой форме вы задаете уровни сигналов для каналов 5.1, микшируемых в стерео:

  • Surround channel: - уровень левого и правого тыловых каналов;
  • Center channel: - уровень центрально канала;
  • Sub (LFE) channel: - уровень канала низкочастотных эффектов.

В заключение следует напомнить, что очень похожее средство "размещения" кажущихся источников звука на круговой панораме имеется в программе Cubase SX. Оно подробно рассмотрено нами в книге Cubase SX.Секреты мастерства.

Литература

  1. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Cool Edit Pro 2. Секреты мастерства. - СПб: БХВ-Петербург, Арлит, 2002. - 432 с.
  2. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Музыкальный компьютер. Секреты мастерства. Издание второе, переработанное и дополненное. - СПб: БХВ-Петербург, Арлит, 2003. - 688 с.
  3. Петелин Р.Ю., Петелин Ю.В. Cubase SX. Секреты мастерства. - СПб: БХВ-Петербург, 2003. - 640 с.